ТАШКЕНТ, 5 дек – РИА Новости. Победу на прошедших в воскресенье выборах президента Узбекистана, набрав 88,61% голосов, предсказуемо одержал премьер-министр Шавкат Мирзиеев, в течение трех последних месяцев занимавший пост временно исполняющего обязанности главы государства.
За прошедшее время он, с одной стороны, заявил о намерении продолжить курс первого президента Ислама Каримова, а с другой — занялся "перезагрузкой" отношений с соседями по региону.
Карьера
Мирзиеев входит в высшее руководство страны не первый десяток лет, при этом он всегда избегал публичности и предпочитал находиться в тени Каримова, который правил все двадцать пять лет со дня провозглашения независимости республики.
Согласно одним данным, Мирзиеев родился в 1957 году в Зааминском районе Джизакской области Узбекистана. По сообщениям других источников, он переехал туда в 1960-е годы, а родился в кишлаке Яхтан Уратюбинской области Таджикистана.
В 1981 году Мирзиеев окончил Ташкентский институт ирригации и механизации сельского хозяйства. В сфере управления он впервые проявил себя в 1992 году. Тогда он занимал пост проректора родного вуза, и был назначен главой администрации одного из районов Ташкента – Мирзо-Улугбекского, вдоль которого пролегает ежедневный автомобильный маршрут первого президента страны между загородной и рабочей резиденцией.
Успехи молодого районного начальника были замечены Каримовым: Мирзиеев с 1996 по 2003 годы поочередно занимает посты хокима (главы администрации) двух областей – Джизакской и Самаркандской.
Работа Мирзиеева, особенно на посту хокима родного для Каримова Самарканда была оценена первым президентом Узбекистана очень высоко — в декабре 2003 года парламент по предложению главы государства утвердил Мирзиеева в должности премьер-министра, вместо отправленного в отставку "не справляющегося с реалиями времени" Уткира Султанова. С тех пор Мирзиеев второй по значимости пост больше никому уже не уступал.
С февраля 2005 года, помимо руководства правительством, он также стал курировать агропромышленный комплекс страны, следил за выполнением планов по производству стратегических сельхозкультур — зерна и хлопка.
Хотя Мирзиеев пробыл на посту премьера тринадцать лет, известно о нем по-прежнему немного: технократ и хозяйственник, нередко применяющий методы жесткого административного воздействия для достижения результата. Критики Мирзиеева продолжают обвинять его, в частности, в применении физической силы по отношению к подчиненным. Сторонники называют это голословными обвинениями.
Компромисс
О том, что Мирзиеев может стать преемником Каримова, заговорили задолго до того, как первый президент Узбекистана 2 сентября скончался от инсульта. Эти прогнозы начали сбываться практически сразу.
Когда Мирзиеев был назначен председателем госкомиссии по организации похорон Каримова, эксперты и политические аналитики вспомнили о советских политических традициях — во времена СССР первыми секретарями ЦК союзных республик становились люди, возглавлявшие правительственную комиссию по похоронам предыдущего главы местной Компартии.
Спустя неделю совместное заседание двух палат парламента страны единогласно утвердило Мирзиеева в должности врио президента на следующие три месяца до выборов. Председатель сената Нигматилла Юлдашев, который по конституции должен был занять этот пост, взял самоотвод и сам предложил Мирзиеева, отметив его "большой опыт государственной работы и авторитет у населения".
Такое единодушие эксперты объяснили компромиссом, которого достигли политические силы Узбекистана. Фигура Мирзиеева, которую большинство наблюдателей связывают с всесильным председателем Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана Рустамом Иноятовым, в большей степени устраивала всех, нежели первый вице-премьер, министр финансов Рустам Азимов, близкий к семье первого президента. Именно тандем Мирзиеев-Иноятов, по мнению политологов, может позволить избежать повторения событий, подобных кровавому столкновению в Андижане в 2005 году.
В сентябре Мирзиеев выступил с речью, которую можно назвать программной. Своей главной задачей он назвал продолжение курса, который в течение 25 лет реализовывал Каримов в политической, экономической и социальной сферах.
Ветер перемен?
Уже через неделю после утверждения в должности врио главы государства Мирзиеев произвел первые перестановки в правительстве и органах власти в регионах. Используя новые полномочия, он задолго до старта предвыборной кампании стал посещать регион за регионом, менять там кадровый состав, встречаться с представителями бизнеса и населением.
Также он подписал десяток указов и постановлений, вносящих изменения в решения первого президента Узбекистана.
Сигналы о возможных переменах за последнее время прозвучали в первую очередь в бизнесе: были отменены внеплановые проверки предприятий, для впервые проштрафившихся бизнесменов с 2017 года введена амнистия, а с 1 апреля будущего года упраздняется арест как вид уголовного наказания. Кроме того, Мирзиеев предложил учредить в парламенте должность бизнес-омбудсмена и подготовить закон о противодействии коррупции.
Новый президент, фото которого еще несколько лет назад с трудом можно было найти в интернете, открыл виртуальную приемную, демонстрируя линию на прямую связь с народом. "Пришло время госорганам служить народу, а не наоборот" — заявил он на съезде Либерально-демократической партии Узбекистана (УзЛиДеП), выдвинувшей его кандидатом.
За три месяца работы онлайн-приемная собрала около 70 тысяч обращений, среди которых есть и благодарности за оперативную помощь. В СМИ появились сообщения о возвращении к концертной деятельности многих известных деятелей искусств, находившихся долгие годы в негласной опале. А самого Мирзиеева стали называть человеком, способным вывести социально-экономическое положение Узбекистана на новый уровень.
Внешнеполитический дебют
Искушенный в экономических и внутрихозяйственных вопросах Мирзиеев долго предпочитал не вмешиваться в сферу внешней политики. Например, сославшись на занятость, в сентябре он не поехал на саммит глав государств СНГ в Бишкек, не воспользовался возможностью выступить с трибуны Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. В обоих случаях делегирован был министр иностранных дел страны Абдулазиз Камилов. А на заседании глав правительств стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) узбекскую делегацию возглавил Азимов.
В то же время новый узбекский лидер занялся "перезагрузкой" отношений с соседями по региону – Киргизией и Таджикистаном. В наследство Мирзиееву достались постоянные водные и территориальные споры, регулярно выливающиеся в перестрелки на границах.
Узбекские СМИ в октябре сообщили о звонке Мирзиеева таджикскому президенту Эмомали Рахмону по случаю его дня рождения. Обменялся высокопоставленными делегациями Ташкент и с киргизскими соседями. Есть уже и первые результаты: отмечены значительные подвижки в решении вопросов, связанных с обустройством границ Узбекистана с Киргизией, возобновлены переговоры по пограничной и водно-энергетической тематике с Таджикистаном.
Детальные переговоры Мирзиеев провел и с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, прилетавшим в начале октября в Самарканд отдать дань памяти Каримову. Казахстанский лидер одним из первых поддержал будущего президента в его намерениях выдвинуть свою кандидатуру на пост главы республики.
Российский вектор
Выступая на заседании палат парламента, Мирзиеев, как и его предшественник, аккуратно перечислил в качестве главных партнеров Россию, США и Китай. Но все же на первое место новый глава страны поставил развитие отношений со странами СНГ, в первую очередь — с РФ.
В сентябре Мирзиеев встретился в Самарканде с президентом РФ Владимиром Путиным и премьером Дмитрием Медведевым, которые прибыли на траурные мероприятия. Мирзиеев тогда отметил, что для Узбекистана отношения с Россией "были, есть и будут стратегическим партнерством, союзничеством". Так что новый глава республики, безусловно, будет опираться на серьезную структуру взаимоотношений между двумя странами.
При этом новый президент еще в сентябре подтвердил, что Узбекистан продолжит идти по пути неприсоединения к любым военно-политическим блокам, а также не допустит размещения военных баз и объектов других государств на своей территории.
Между тем, Мирзиеев пока не высказался однозначно по перспективам участия Узбекистана в таких важных для России структурах, как Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Республика ранее участвовала в создании ОДКБ, но затем вышла из организации. Что же касается ЕАЭС, то Каримов в начале 2015 года заявил, что страна под его руководством не присоединится к этому союзу в существующем виде. С тех пор, однако, ЕАЭС продолжает трансформироваться, а в Узбекистане уже новый глава государства.