Михаил Демурин, для МИА "Россия сегодня"
"Коллаборационизм — это движение сопротивления". Это один из основных тезисов вышедшей недавно книги латышского историка-реваншиста Инесиса Фелдманиса "Крушение надежд. Новый взгляд на события Второй мировой войны в Латвии".
Инесис Фелдманис — это один из законодателей политики исторической памяти в современной Латвии. Законодатель, ибо в современной Латвии всё просто: не согласен с концепцией так называемой "советской оккупации" — можешь быть подвергнут преследованию по закону. Фелдманис и является тем, кто эту концепцию и вообще всю латышскую официальную версию истории укрепляет и развивает: он действительный член Академии наук Латвии, председатель Комиссии историков при президенте страны.
Хотелось бы указать на элементарное отсутствие логики: даже если относится к советской власти как власти оккупационной, надо признать, что её в "немецкое время" в Латвии не было. Таким образом, сопротивляться в Латвии в эти годы можно было только немецкой власти, пусть и не с просоветскими целями. Но речь идёт о том, чтобы оправдать тех нацистских пособников, которые, "сопротивляясь советской власти", выдавали немецким оккупантам советских подпольщиков и партизан.
Понятно, что историк-реваншист не может сделать вид, что соучастия латышей в преступлениях нацистов не было вообще, но упоминает он об этом предельно коротко и индифферентно. Главное — доказать, что далеко не вся служба немцам была преступлением, и что, служа Гитлеру, латышские пособники нацистов, сосредоточенные после 1943 года, главным образом, в латышском легионе СС, служили своему народу, своей стране. Для этого, понятно, нужны высокие мотивы.
Второй высокий мотив, как не сложно догадаться, — борьба с "империей зла", то есть СССР. Воззвания об "участии в крестовом походе против большевизма" громко звучали в те годы и в Латвии, и по всей оккупированной Германией Европе. Они, однако, не могли отменить простой выбор: либо ты антифашист, и тогда ты можешь стать частью движения сопротивления, либо ты не антифашист, и тогда тебе до нацистского пособника рукой подать.
Обсуждать, является ли сотрудничество с нацистами формой сопротивления им, конечно, можно. Можно, как это делает другой латышский историк Андриевс Эзергайлис, рассчитывать придать легионерам "имидж героя и борца за свободу европейского уровня". Развёрнутый уже в настоящее время Западом новый крестовый поход против России открывает для этого дополнительные возможности.
Можно даже в отравленных пропагандой мозгах "поставить легионеров в один строй с теми участниками антинацистского сопротивления, которые способствовали разгрому нацистской Германии" (тоже цитата из Эзергайлиса). Всё это можно — но только в случае, если ты либо страдаешь раздвоением сознания, либо являешься отпетым политическим мерзавцем.
Фелдманис настаивает, что для понимания соответствующего этапа истории необходимо учитывать "настроение, нужды и интересы латышского народа".
По его мнению, будь немецкая политика в Латвии немного другой и, главное, "более отзывчивой в вопросах восстановления государственной независимости", латыши "больше бы поддержали Германию".
Нет, не перешли бы. И латышские антифашисты продолжили бы свою подпольную работу и борьбу в партизанских отрядах. Они и умом, и сердцем понимали, что интересы латышского народа во Второй мировой войне заключались вовсе не в том, чтобы победителем в ней вышла нацистская Германия.
Латышская дивизия Красной Армии приняла боевое крещение в декабре 1941 года под Москвой. В октябре 1942 года она стала гвардейской. Она воевала под Старой Руссой и Великими Луками, приняв участие в операции по полному снятию блокады Ленинграда. Латышские части отличились под Пустошкой и Невелем.
В 1944 году был создан 130-й Латышский стрелковый корпус, который освобождал Резекне, Даугавпилс, Ригу и Курземский край. 17368 воинов корпуса были награждены советскими боевыми орденами и медалями, а трое стали Героями Советского Союза. Немало латышей воевало и в других частях и соединениях Красной Армии, в авиации (Латышский авиационный полк) и на флоте. Всего активными участниками борьбы с нацистской агрессией на фронте и в тылу врага были около 125 тысяч латышей и граждан Латвийской СССР.
Можно было бы, как это формулирует Фелдманис, "обсуждать вопрос" о запрещении такой книги в России, но нет, такие книги надо читать. Их надо читать, чтобы осознать, насколько новая нацистская угроза, нацеленная на Россию, уже на пороге.