Павел Гайков, для РИА Новости
Уходящий 2016-й, объявленный в России Годом кино, показал, как работает реформированная четыре года назад система господдержки кинопроизводства и к чему привела ставка на субсидирование студий-мэйджоров — ключевых российских производителей масштабного и зрелищного контента. Производство кино — процесс долгий, он занимает несколько лет: разработка проекта, поиск средств и ресурсов, съёмки, постпродакшн, выведение картины в прокат. Многие из крупных проектов предыдущих лет, как успешных, так и не очень, задумывались еще в "дореформенные" времена. Фильмы этого года создавались с учётом уже новых реалий.
Год российского кино прошёл под знаком объединения авторского и коммерческого кино, в попытке примирить всех со всеми. Восемь студий-мэйджоров решали задачи создания духоподъёмного и зрелищного, во всех смыслах большого кино для большой страны. Чтобы сделать это нетривиально, потребовались незаурядные личности — поэтому продюсеры коммерческого кино обратились к режиссёрам-авторам, которые искали возможности реализовать себя в изменившихся реалиях.
Самым показательным в этом смысле стал выход "Дуэлянта". Премьера этой остросюжетной исторической драмы состоялась на кинофестивале в Торонто, в прокат фильм вышел в премиум-формате IMAX. Продюсер этого фильма, президент "Кинотавра" Александр Роднянский, когда-то открывший профессиональной публике имя режиссёра Алексея Мизгирёва (он и стал режиссёром "Дуэлянта"), представил необычный проект, который можно смотреть и как триллер с перестрелками, и как историко-философскую повесть. Продукт получился ярким, но неожиданным. Наверняка авторы рассчитывали на большие сборы, но примерно 1,5 млн зрителей, — прокат на уровне "Омерзительной восьмерки" или нового "Стартрека" — это достойный результат.
Неплохого результата добился и "Ледокол". Остросюжетную полярную драму снял режиссёр Николай Хомерики, по прозвищу "одна копия": выпускаемые им прежде артхаусные драмы ограничивались скромным тиражом, в то время как "Ледокол" вышел на тысяче экранов и его посмотрели тоже около 1,5 млн зрителей. В обоих фильмах отметился главными ролями Пётр Фёдоров, ставший одним из самых популярных и востребованных в стране актёров.
Лидером среди российских картин оказался "Экипаж" Николая Лебедева с Данилой Козловским и Владимиром Машковым, заработавший почти столько же, сколько "Отряд самоубийц" — самый "раскрученный" голливудский блокбастер этого года. Российскую картину посмотрело свыше 5 млн зрителей. "Дуэлянт", "Ледокол", "Экипаж" качеством постановки смогли соперничать с голливудскими аналогами. А их преимуществом стала более точная работа с национальным культурным кодом.
Студии-мэйджоры, обзаведясь финансовыми "подушками" и большими проектами, ищут новые точки соприкосновения с разной аудиторией. Продюсер Фёдор Бондарчук в этом году впервые снял фильм с режиссёром Павлом Лунгиным — "Даму Пик". Студия Тимура Бекмамбетова выпустила "Хардкор": первый в мире боевик, снятый целиком от первого лица молодым режиссёром-дебютантом Ильей Найшуллером вышел во всем мире, в том числе в Америке, видевшей разные аттракционы — но не такой. Ближе к концу года Илья Найшуллер снял в похожей стилистике клип для одного из самых модных заокеанских музыкальных коллективов The Weeknd.
Лица многих российских кинопроизводителей в этом году были обращены на Восток. Создатель "Вия" Алексей Петрухин снимал в Китае вторую часть этого фильма с участием Джеки Чана и Арнольда Шварцнеггера. Производство сиквела еще не закончено, но продюсеры объявили уже о работе над третьей частью — с индийскими партнёрами и главной звездой индийского кино Шахрукх Ханом в кадре.
Фёдор Бондарчук подписал соглашение о прокате в Китае своего нового фантастического экшена "Притяжение", российская премьера которого состоится в январе. Сумма сделки не сообщается, но, по некоторым данным, речь идёт о самой крупной дистрибуционной сделке в истории российско-китайских отношений.
В китайском прокате в этом году прошёл "Экипаж", где его посмотрели более 700 тысяч местных зрителей. Но главную любовь китайцев неожиданно завоевало российское фэнтези "Он — дракон" студии Тимура Бекмамбетова, провалившееся в российском прокате.
Просочившийся в китайский пиратский онлайн-прокат фильм на русском языке с субтитрами в канун Дня всех влюбленных сделал актёров Матвея Лыкова и Марию Поезжаеву кумирами миллионов китайцев. Они по-прежнему пишут им признания в любви и шлют рисунки. Такой экспансии русского языка в массовую культуру Китая не наблюдалось со времен Мао Цзедуна.