Рейтинг@Mail.ru
Итоги Года кино: авторы ушли в мейнстрим, русское кино полюбили китайцы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Итоги Года кино: авторы ушли в мейнстрим, русское кино полюбили китайцы

© РИА Новости / Антон Денисов | Перейти в медиабанкДевушка внутри поезда "Герои на все времена" перед выездом на пробный проезд на кольцевую линию метрополитена из электродепо "Красная Пресня"
Девушка внутри поезда Герои на все времена перед выездом на пробный проезд на кольцевую линию метрополитена из электродепо Красная Пресня
Читать ria.ru в
Дзен
В уходящем году киноиндустрия помирила всех: создатели артхауса выпустили блокбастеры, фильмы в стране стали делать "для всех". Итоги Года российского кино подводит Павел Гайков.

Павел Гайков, для РИА Новости

Уходящий 2016-й, объявленный в России Годом кино, показал, как работает реформированная четыре года назад система господдержки кинопроизводства и к чему привела ставка на субсидирование студий-мэйджоров — ключевых российских производителей масштабного и зрелищного контента. Производство кино — процесс долгий, он занимает несколько лет: разработка проекта, поиск средств и ресурсов, съёмки, постпродакшн, выведение картины в прокат. Многие из крупных проектов предыдущих лет, как успешных, так и не очень, задумывались еще в "дореформенные" времена. Фильмы этого года создавались с учётом уже новых реалий.

Год российского кино прошёл под знаком объединения авторского и коммерческого кино, в попытке примирить всех со всеми. Восемь студий-мэйджоров решали задачи создания духоподъёмного и зрелищного, во всех смыслах большого кино для большой страны. Чтобы сделать это нетривиально, потребовались незаурядные личности — поэтому продюсеры коммерческого кино обратились к режиссёрам-авторам, которые искали возможности реализовать себя в изменившихся реалиях.

© Предоставлены пресс-службой A.R. FilmsКадр из фильма "Дуэлянт"
Кадр из фильма Дуэлянт

Самым показательным в этом смысле стал выход "Дуэлянта". Премьера этой остросюжетной исторической драмы состоялась на кинофестивале в Торонто, в прокат фильм вышел в премиум-формате IMAX. Продюсер этого фильма, президент "Кинотавра" Александр Роднянский, когда-то открывший профессиональной публике имя режиссёра Алексея Мизгирёва (он и стал режиссёром "Дуэлянта"), представил необычный проект, который можно смотреть и как триллер с перестрелками, и как историко-философскую повесть. Продукт получился ярким, но неожиданным. Наверняка авторы рассчитывали на большие сборы, но примерно 1,5 млн зрителей, — прокат на уровне "Омерзительной восьмерки" или нового "Стартрека" — это достойный результат.

Неплохого результата добился и "Ледокол". Остросюжетную полярную драму снял режиссёр Николай Хомерики, по прозвищу "одна копия": выпускаемые им прежде артхаусные драмы ограничивались скромным тиражом, в то время как "Ледокол" вышел на тысяче экранов и его посмотрели тоже около 1,5 млн зрителей. В обоих фильмах отметился главными ролями Пётр Фёдоров, ставший одним из самых популярных и востребованных в стране актёров.

© Фото предоставлено кинокомпанией ПРОФИТ Кадр из фильма "Ледокол"
Кадр из фильма Ледокол

Лидером среди российских картин оказался "Экипаж" Николая Лебедева с Данилой Козловским и Владимиром Машковым, заработавший почти столько же, сколько "Отряд самоубийц" — самый "раскрученный" голливудский блокбастер этого года. Российскую картину посмотрело свыше 5 млн зрителей. "Дуэлянт", "Ледокол", "Экипаж" качеством постановки смогли соперничать с голливудскими аналогами. А их преимуществом стала более точная работа с национальным культурным кодом.

Студии-мэйджоры, обзаведясь финансовыми "подушками" и большими проектами, ищут новые точки соприкосновения с разной аудиторией. Продюсер Фёдор Бондарчук в этом году впервые снял фильм с режиссёром Павлом Лунгиным — "Даму Пик". Студия Тимура Бекмамбетова выпустила "Хардкор": первый в мире боевик, снятый целиком от первого лица молодым режиссёром-дебютантом Ильей Найшуллером вышел во всем мире, в том числе в Америке, видевшей разные аттракционы — но не такой. Ближе к концу года Илья Найшуллер снял в похожей стилистике клип для одного из самых модных заокеанских музыкальных коллективов The Weeknd.

Весь этот год режиссёры авторского кино так или иначе тянулись к массовому зрителю. Фильм-победитель "Кинотавра" этого года — музыкальная комедия о школьнике и его переживаниях "Хороший мальчик" — привлекла в кинотеатры 300 тысяч зрителей. Для фестивального кино это достаточно много, хотя и не рекордно. Его выпускала в прокат компания-представитель Disney в России. Она же прокатывала монофильм режиссёра-дебютанта, врача по образованию Алексея Красовского — ленту "Коллектор" с Константином Хабенским в главной роли посмотрело больше 150 тысяч россиян. Злободневный и философский "Ученик" Кирилла Серебренникова был отмечен в Каннах и привлек в прокате 50 тысяч зрителей — достойный показатель для независимого кино в России.

© 2Д Целлулоид (2016) Кадр из фильма "Хороший мальчик"
Кадр из фильма Хороший мальчик

Лица многих российских кинопроизводителей в этом году были обращены на Восток. Создатель "Вия" Алексей Петрухин снимал в Китае вторую часть этого фильма с участием Джеки Чана и Арнольда Шварцнеггера. Производство сиквела еще не закончено, но продюсеры объявили уже о работе над третьей частью — с индийскими партнёрами и главной звездой индийского кино Шахрукх Ханом в кадре.

Фёдор Бондарчук подписал соглашение о прокате в Китае своего нового фантастического экшена "Притяжение", российская премьера которого состоится в январе. Сумма сделки не сообщается, но, по некоторым данным, речь идёт о самой крупной дистрибуционной сделке в истории российско-китайских отношений.

© РИА Новости / Евгения Новоженина | Перейти в медиабанкРежиссер, актёр Фёдор Бондарчук на третьем ежегодном фестивале Comic Con Russia
Режиссер, актёр Фёдор Бондарчук на третьем ежегодном фестивале Comic Con Russia

В китайском прокате в этом году прошёл "Экипаж", где его посмотрели более 700 тысяч местных зрителей. Но главную любовь китайцев неожиданно завоевало российское фэнтези "Он — дракон" студии Тимура Бекмамбетова, провалившееся в российском прокате.

Просочившийся в китайский пиратский онлайн-прокат фильм на русском языке с субтитрами в канун Дня всех влюбленных сделал актёров Матвея Лыкова и Марию Поезжаеву кумирами миллионов китайцев. Они по-прежнему пишут им признания в любви и шлют рисунки. Такой экспансии русского языка в массовую культуру Китая не наблюдалось со времен Мао Цзедуна.

Пусть доля российского кино в прокате осталась практически неизменной: уже несколько последних лет она колеблется в районе 18%. Но отечественные проекты в 2016-м показали способность удивлять — и нашего, и иностранного зрителя, и это можно считать главным достижением Года российского кино.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала