МОСКВА, 12 янв — РИА Новости, Антон Размахнин. Предложение Минфина поднять минимальную цену на водку вызвало большой резонанс. Сообщения об этом распространились в СМИ одновременно с новостью о гибели троих жителей Петербурга от отравления стеклоочистителем "Дед Мороз". Однако эксперты уверены, что повышение минимальной цены на крепкий алкоголь не угрожает стабильности рынка и едва ли способно сократить потребление водки. Подробнее о проблеме — в материале РИА Новости.
Министерство финансов России внесло официальное предложение повысить минимальные закупочные и розничные цены на водку. Если эту инициативу примут, уже в июле этого года полулитровая бутылка 40-градусной водки будет стоить в магазинах минимум 219 рублей (закупочная цена у производителя – 177 рублей). Ныне действующие минимальные цены – 190 и 165 рублей соответственно. Иными словами, розничная цена повышается на 15%, закупочная на 7%.
Соответствующий документ опубликован на федеральном портале проектов правовых актов и касается не только собственно водки, но и других напитков крепче 28 градусов, за исключением коньяка – ему и родственным продуктам из виноградного спирта будет посвящен отдельный документ. Минимальная розничная цена увеличивается с повышением градуса: если за пол-литра 28-градусного напитка в магазине не могут просить меньше 158 рублей, то бутылка крепостью в 61 и более градуса минимально оценивается в 339 рублей.
Заметим, что большую часть цены водки составляет акциз – из 219 рублей "минималки" за бутылку 40-градусной государству достается 137 рублей 90 копеек.
Водка выстоит
"Повышение минимальной розничной цены было давно необходимо, — рассказал РИА Новости Вадим Дробиз, глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА). — По сути, это возврат к уровню 2014 года, когда при ставке акциза в 500 рублей (за 1 л пищевого спирта) минимальная цена составляла 220 рублей. И этот возврат даже не учитывает инфляцию за три года!"
Производители при этом не обещают, что водку за 219 рублей можно будет свободно купить в магазинах. Куда более реалистичный ценник – 230 – 240 рублей. Ведь разница между отпускной и розничной ценой – всего 42 рубля, а это критически мало для торговой цепочки "дистрибьютер – оптовая база – магазин". Правда, крупнейшие торговые сети, которые располагают собственной логистикой, могут и осилить такую задачу. Тогда у них появится "социальная" водка по рекламной минимальной цене.
"Никакого влияния на производителей крепкого алкоголя повышение минимальной цены не окажет", — уверен Вадим Дробиз.
"Боярка" вместо пива и вина
Очередное повышение "минималки" на водку – хотя по сути и является техническим, отражающим инфляцию – происходит на фоне мрачных новостей конца прошлого года. Напомним, в Иркутской области и сопредельных регионах в декабре от отравлений метиловым спиртом в жидкости для ванн "Боярышник" пострадали 123 человека, погибли 76 человек. В регионе было введено чрезвычайное положение, которое завершилось лишь в новогоднюю ночь.
Сразу после трагедии начали обсуждаться меры по борьбе с суррогатным алкоголем – в частности, ограничение продаж спиртосодержащих лекарств, технических жидкостей, парфюмерии. Звучали и предложения снизить минимальную цену на легальную водку – благо, размер акцизной ставки позволяет управлять этой ценой в широких пределах. Однако акциз в итоге с 1 января был повышен, а теперь Минфин предлагает повысить и минимальную цену водки.
"Повышение минимальной розничной цены на водку приведет к снижению потребления водки и повышению потребления суррогатов – прежде всего, самогона и непищевых жидкостей, — рассказал РИА Новости ведущий эксперт исследовательского холдинга "Ромир" Игорь Березин. – Печально, что даже трагедия не привела к правильным выводам".
Вадим Дробиз, глава ЦИФРРА, с Березиным не согласен. "Никакие потребители меньше или больше пить не станут, — говорит эксперт, — потому что потребители у нас давно разделены на три категории. Те, кто пьет по 50 рублей – суррогаты и что попало – не уйдут от своей цены. Те, кто пьют нелегальную полукустарную водку по 100 – тоже. Да и те, кто пьет легальную водку – это примерно 40 – 45 млн человек из 60 – 65 млн потребителей крепкого – останутся при прежних объемах потребления".
К тому же в борьбе с суррогатной и контрафактной водкой минимальная цена уже не главный инструмент: в 2016 году в полном объеме введена система ЕГАИС, после чего ни одна контрафактная бутылка не может быть продана в легальных магазинах. Исследования показывают, что эта мера оказалась действенной, и проблему составляет уже не так называемая "паленая водка" в обычных магазинах, а непитьевые жидкости, подобные печально знаменитому "Боярышнику".
Одним из признанных в мире способов борьбы с алкоголизмом населения можно назвать повышение цен на крепкие напитки с одновременной стимуляцией рынка пива и вина. Казалось бы, новые меры стимулируют слабоалкогольный сектор. Но российские виноделы полагают, что этого решительно недостаточно. "На рынке и производителях вина эта мера вообще никак не скажется, — заявляет Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов России. – Ни на один стакан вина больше никто не выпьет – но и меньше никто не выпьет. Вот если бы установили минимальные цены на вино и, главное, на винные напитки — это помогло бы развить отечественную винодельческую отрасль".
Кроме того, при замещении водки вином рынок последнего вырастет настолько, что отечественные производители едва ли справятся, замечает Игорь Березин. А это означает, что подобная политика стимулировала бы импорт, что в нынешних внешнеполитических условиях может быть затруднительно. Остается надеяться только на заградительные меры.