Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Британские войска провели учения, в ходе которых использовали железнодорожный тоннель под Ла-Маншем для перевозки нескольких единиц бронетехники на материк, во Францию. Подобное перемещение войск отрабатывается на случай конфликта с Россией.
Пять бронемашин, в том числе танк Challenger 2, погрузили на платформы и доставили во Францию. Обратный путь занял 40 минут. Транспортировку осуществляли частные компании, поскольку из-за сокращения бюджета Министерство обороны Великобритании сократило своих специалистов по железнодорожным перевозкам.
Военные чиновники отметили, что учения прошли успешно и возможность использования туннеля под Ла-Маншем "увеличивает мобильность вооруженных сил Великобритании". При необходимости, танки могут быть также переброшены паромами и по воздуху.
К 2020 году военные базы Великобритании на территории Германии будут закрыты, и Лондон ищет альтернативные варианты стратегии и логистики для боевых действий на материковой части Европы.
И все же, почему британские танкисты встречают "российскую угрозу" столь экзотически, через тоннель?
Капля в море
Возможно, под Ла-Маншем танки будут сохраннее, чем на пароме, который может быть атакован противником с воздуха или из-под воды. Тоннель тоже уязвим перед современным оружием (двумя ракетными ударами можно заблокировать вход и выход), однако Великобритания имеет немногим более 200 танков Challenger 2, в ближайшие месяцы планирует сократить это количество на треть, и оставшиеся танки берегут как зеницу ока.
Военное ведомство планирует перевооружить одно из трех своих бронетанковых соединений, которое вместо танков получит новые бронетранспортеры Ajax с пушками калибра 40 мм (маневренные и скоростные, но уязвимые перед артиллерией). Общая численность танков Challenger 2 в британской армии снизится с 227 до 170. При этом не все из них будут нести боевое дежурство.
Кроме того, под вопросом мастерство экипажей — более 20 лет британская армия в основном занималась миротворческими операциями в Ираке и Афганистане, вне плановой боевой подготовки. Нормативные дистанции до целей (не более 3 км) и набор мишеней на британских танковых полигонах за последние 40 лет почти не изменились.
Позиция Лондона выглядит странной — после окончания холодной войны британские стратеги утверждали, что в современном оперативном пространстве не будет большой необходимости в основных боевых танках. И танковые войска сократили с 14 полков (британский эквивалент батальона) с общим количеством 1000 танков в конце 1980-х годов до трех полков.
В начале 21 века британское военное ведомство планировало модернизировать оставшиеся танки Challenger 2 (заменить пушку, все ключевые электронные системы и добавить несколько новых), но денег не хватило. Насколько оправдан танковый бросок на материк? В Европе и без того хватает бронированного антиквариата времен холодной войны.
Старый, большой и тяжелый
Основной боевой танк Challenger 2 сухопутных войск Великобритании разработан специалистами фирмы Vickers Defence Systems в начале 1980-х. Всего было заказано 386 машин Challenger 2, которые планируют эксплуатировать до 2035 года.
Тактико-технические характеристики танка: боевая масса 62,5 т, экипаж четыре человека, длина с пушкой 11,5 м (по корпусу — 8,3 м), дизель мощностью 1200 л. с., позволяющий развивать скорость движения по шоссе до 55 км/час. Преодолевает ров шириной более двух метров, вертикальную стенку почти в метр и водную преграду (без подготовки) глубиной 1,1 м.
Танк оснащен 120-мм нарезной пушкой L30A1 скорострельностью до 7 прицельных выстрелов в минуту (в модернизированной версии — гладкоствольная пушка Rheinmetall).
Англичане ставят на первое место бронезащиту, затем — огневую мощь, и лишь потом — маневренность. Огромная башня и корпус изготовлены из специальной многослойной брони, которая якобы не имеет аналогов в мире по устойчивости к снарядам противника.
Концепция и технологии сделали Challenger одним из самых громоздких и тяжелых западных танков (напоминает солидный британский особняк). Кроме того, машина капризна. Challenger 2 необходимо содержать в безопасном ангаре (будь то длительное хранение или эксплуатация в войсках) даже если танк не оборудован электроникой и дополнительной броней в соответствии с модернизацией стандарта Theatre Entry Standard (TES).
Критерии эффективности
За последние 25 лет Challenger проверен в боевых условиях дважды (на Ближнем Востоке). Первое серьезное испытание танк прошел в ходе войны в Персидском заливе 1991 года, и сразу показал неприспособленность к экстремальным климатическим условиям (частые отказы). За пять дней войны из строя вышла большая часть британских танков.
Не случайно в 2003 году, после иракской операции "Шок и трепет" натовцы обратились к России с предложением о сотрудничестве в области танкостроения (в частности, их боевой опыт показал бесперспективность наращивания толщины брони).
Напомним, что у России около 2700 основных боевых танков, и переброска 170 британских Challenger 2 на материк практически не отразится на обороноспособности ЕС и не усилит НАТО. Суть не только в количестве или надежности. В дуэльной ситуации с основным российским танком Т-90С британский Challenger 2 будет обречен.
Кроме того, Т-90С имеет встроенную динамическую защиту, систему автоматического переключения передач, высокий запас хода и способность преодолевать водные преграды. Боевая масса — 46 т, максимальная скорость — 60 км/час. Подвижность и маневренность Т-90С, надежность двигателя и ходовой части, высокий уровень защищенности, относительно небольшие размеры и вес танка делают его менее уязвимым для огня противника.
Россия не стоит на месте, и Т-90МС — следующий шаг в развитии танкостроения, совершенствование коснулось всего комплекса характеристик. Воплощение принципиально новой концепции — танк "Армата".
Между тем, в Европе разворачиваются танковые войска США, и это даже называют "страшным сном "Арматы". Поживем — увидим.