Перед премьерой нового фантастического фильма Фёдора Бондарчука в Чертанове, у входа в торговый центр, где расположился местный кинотеатр, дурачатся школьники-паркурщики: крутят сальто и с высоты метров в пять ныряют в сугроб, тут же поправляя его лопатой. Сразу видно: местные к встрече с инопланетянами готовы.
Чертаново – огромный район на юге Москвы. В Северном, Центральном и Южном Чертанове живут почти полмиллиона человек, по площади район сопоставим с таким городами, как Ростов или Великий Устюг, он намного больше таких государств, как Монако или Ватикан.
В Чертанове бывал далеко не каждый москвич – это не самая окраина, но и до центра не близко. Зато теперь о Чертанове узнали все. По сюжету «Притяжения», сюда падает корабль космических пришельцев. И именно жителям Чертанова в минувшее воскресенье выпала честь увидеть «Притяжение» первыми.
Из «ЧертановО» или «из ЧертановА»? Выход фильма Фёдора Бондарчука спровоцировал филологические битвы интернет-общественности: как правильно? Правильно и так и так: классическая норма призывает склонять славянские географические названия на -ово, -ево, -ино, -ыно. Новая норма позволяет оставлять окончание неизменным. «Чертаново не склоняется. Ни перед кем», – добавляет сайт чертановец.ру. Чтобы не вдаваться в нюансы, местные жители иногда просто называют свой район «Чертой». «– Ты где? – На ЧертЕ».
Перед инопланетянами Чертанову – хоть и ненадолго – всё же пришлось склониться. Кадры фильма позволяют довольно точно определить, куда именно упал корабль пришельцев.
По сюжету, построенная вокруг района военными «зона отчуждения» своей северной стороной выходит почти к метро «Чертановская» – к высоткам нового жилого комплекса «Авеню-77». Здесь же, судя по всему, живут главная героиня и её папа-полковник (персонажи Ирины Старшенбаум и Олега Меньшикова). Всё, что находится дальше вглубь района, в фильме лежит в руинах.
Чертаново стало местом действия нового дорогого и масштабного российского проекта, во-первых, потому что оно не хуже и не лучше любого другого спального района, состоящего из новостроек. Строгино, Беляево, Перово – не важно: именно в таких районах живет большинство молодых зрителей, ходящих сегодня в кинотеатры.
Районные типажи в кадре, тюнингованные тачки, рэперы Макс Корж, L'One и группа «Грибы» в саундтреке – так зрителям будет проще узнать в героях «самих себя». А именно это обещает Фёдор Бондарчук.
К тому же снять масштабный фильм на периферии технически гораздо проще: едва ли кто-то разрешил бы авторам «Притяжения» засыпать на несколько недель пятью тоннами пепла какой-нибудь исторический центральный район, согнав туда военнослужащих Таманской дивизии и бронетехнику. А в Чертанове – пожалуйста.
Такую Москву зрители видеть в кадре не привыкли. Если уж что и разрушают в апокалиптических фильмах, то непременно достопримечательности – Кремль или, на худой конец, колесо обозрения. Кремль, как и Крымский мост или Сити, мелькают в «Притяжении», но акцент все равно смещён на окраину.
При этом она все равно «киногенична» и уникальна, потому что такой архитектуры, как в Северном Чертанове, нет больше нигде. В интервью Фёдор Бондарчук утверждал, что знает и любит этот район с 1985-го, когда он, ещё будучи студентом-вгиковцем, искал необычные городские локации для учебных этюдов, а нашёл состарившийся город будущего.
Во второй половине 1970-х Северное Чертаново застраивалось как экспериментальный образцово-перспективный жилой район. Здесь были возведены огромные комплексы домов в 12-16 этажей, спускающихся террасами. Под землёй – гаражи и транспортные тоннели, на общих первых этажах – магазины и общественные учреждения. Выше – квартиры со свободной планировкой, в том числе двухэтажные, сохранившиеся до сих пор, в мансардах – студии художников.
Между корпусами – переходы, чтобы можно было обойти весь микрорайон, не выходя на улицу. Все дома также связывал пневматический мусоропровод. По периметру – пруды и лесопарк.
Планировалось, что по образцу этих домов будут построены и другие комплексы, но чертановский так и остался единственным в своем роде. Его подземные архитектурные особенности играют важную роль в сюжете «Притяжения».
По словам авторов фильма, поводом для написания сценария стали уличные беспорядки в Бирюлёве в 2013 году, произошедшие на межэтнической почве. Нечто подобное происходит и в «Притяжении» – только «пришельцы» немного другие. От Бирюлёва до Чертанова рукой подать, как и от локального конфликта – до массового насилия.
Если изменить инопланетян на других — просто других, неважно, каких именно, то получится, что это история про всех нас. Про проблемы, о которых говорят в новостях. Про горожан. Про россиян. Это то, из-за чего я решил снимать «Притяжение» сам как режиссёр
– Фёдор Бондарчук
Герои «Притяжения» с помощью соцсетей, плакатов, дубинок и коктейлей Молотова поднимают свою революцию «на районе», пытаясь прогнать чужаков: «Это наша Земля!» Сюжет фильма докажет, что такой подход к решению проблемы неуместен и что в основе всего должна лежать любовь – с кем бы вам ни пришлось выстраивать отношения. Чертановские зрители после просмотра согласились с режиссёром в его миротворческом пафосе.
«Мы настолько разобщены, что даже не даём возможности друг другу сказать то, что на самом деле думаем. Всё очень похоже на наши реалии. Всё же снято в нашем дворе, мы даже балкон наш увидели!», – Елена, пенсионерка.
«Люди в зале узнавали свои дома и дворы – такого нет ни в одном блокбастере! Герои – это собирательный образ, но есть приближение к настоящим чертановцам», – Иван, папа 13-летней дочки.
«Я ожидал фантастический фильм, но оказалось, что он о человечности. Мне теперь стыдно – за человечество, за то, какие мы есть и куда мы движемся. Наш «прогресс» направлен не на созидание, он идёт к своему логическому, не очень хорошему концу», – Алексей, 38 лет.