Сегодня практически невозможно представить содержимое кошелька жителя мегаполиса хотя бы без одной пластиковой карты: они стали настолько неизменным атрибутом нашей повседневной жизни, что, выходя из дома в магазин или отправляясь в отпуск, мы уже не задумываемся о том, что наличности может не хватить. Глава подразделения международной платежной системы MasterСard в России, Казахстане, Белоруссии и Армении Алексей Малиновский в своем первом интервью с назначения на должность в марте 2016 года рассказал РИА Новости о будущем рынка платежей, преимуществах бесконтактной оплаты, "умных" городах и стадионах.
— В России все чаще звучат споры о будущем банковской сферы, глава Сбербанка Герман Греф даже предрек похороны отрасли в ее нынешнем понимании. Каково ваше мнение?
— Банки трансформируются, но остаются. При этом важно, чтобы внедрялись инновации и появлялись новые финансовые сервисы, цифровые решения, и вот для этого нужна здоровая конкурентная среда. В середине января в рамках Гайдаровского форума мы говорили про будущее банковских услуг и обсуждали, возможен ли "банк без банка". В итоге решили, что даже с учетом всех инноваций банки останутся, так как именно с банками связано доверие клиентов.
— Сколько карт выпущено в России у MasterCard, есть ли потенциал роста?
Потенциал у рынка есть, есть куда двигаться.
Кстати, этот год для нас юбилейный — MasterCard отмечает 20 лет с момента открытия представительства в России. Хотя работать начали мы еще раньше, а первые карты MasterCard появились в СССР еще в 1970-1980 годы.
— Как будет развиваться бизнес MastеrСard в России в 2017 году?
— Планы на 2017 год серьезные. Во многом наша работа будет определяться тем, что было сделано до этого. Конечно, здесь мы прежде всего смотрим на 2016 год, который для нас был очень динамичным. На мой взгляд, состоялось несколько проектов, которые были очень интересны и нам, и рынку. Например, мы внедрили в России платформу токенизации, что позволило держателям наших карт первыми воспользоваться сервисами Apple Pay и Samsung Pay.
Мы начали внедрять в России бесконтактную технологию оплаты еще в 2008 году. За эти годы мы создали платежную инфраструктуру, и с каждым днем становится все больше карт с бесконтактной технологией.
— Вопрос обывателя — насколько безопасна эта система?
Естественно, возникали вопросы по поводу того, насколько это безопасно. Я рассказывал про токенизацию, благодаря которой номер карты не участвует в транзакции, так как он заменяется другим номером, про биометрию, с помощью которой только вы можете подтвердить оплату смартфоном.
— Почему вам первым удалось запустить эту систему в России?
— Мы, если честно, не оглядывались на то, что делают другие игроки. Нам было важно принести в Россию мировую инновацию, и в результате мы вошли в небольшое число стран-лидеров, где стартовали эти сервисы. В России есть технологическая готовность к внедрению таких инноваций, но кроме того, и пользователи с интересом осваивают их. Например, одно из наших исследований показало, что при выборе устройства оплаты 58% респондентов-россиян сказали, что предпочитают телефон.
— Ваша миссия — уйти от наличного обращения?
— Наше видение — это мир без наличных. Повышение доли электронных платежей — это одна из основных наших задач как в России, так и в мире. Уверен, что с течением времени мы придем к тому, что "умных" городов, безналичного пространства вокруг нас будет становиться все больше и больше.
Люди пользуются преимуществами платежных технологий, им нравится оплачивать покупки в одно касание картой, мобильным телефоном или выбирать другие носители бесконтактного чипа, например брелоки, наручные часы, браслеты или даже предметы одежды.
— Вы верите, что наличные уйдут в будущем в небытие?
— Как вы работаете с применением технологии blockchain в РФ?
— Blockchain — это интересная, развивающаяся технология. Сейчас многие в эту тему углубляются, но пока мало прикладного использования. И мы тоже исследуем ее возможности. Мы верим, что blockchain сыграет свою роль в будущем коммерции. Но, как и для любого нового продукта, необходимы технологические и бизнес-решения, которым игроки рынка смогут доверять, которые будут гарантировать защиту информации и денежных средств, а также умение справляться с непредвиденными обстоятельствами.
— Как вы относитесь к конкуренции с национальной платежной системой "Мир"?
— Мы всегда выступали за конкуренцию, и появление еще одного игрока — а платежная система "Мир" создана как конкурент для международных платежных систем — мы воспринимаем позитивно, хотим, чтобы это соревновательное поле сохранялось дальше. Мы знаем, что конкуренция является двигателем прогресса, и нам интересно соперничать с сильными самостоятельными игроками. Тем более что у нас общий конкурент — наличные.
— Какие проекты MasterCard с российскими банками в 2016 году считает успешными?
— Проект "Карта жителя Республики Татарстан", который мы запустили со Сбербанком и банком "АК БАРС". Город Зеленодольск, где он стартовал, по сути, стал прообразом "умного" города будущего. На этих картах, помимо финансового приложения, есть 16 нефинансовых сервисов. Такая карта работает как обычная платежная карта в магазинах, аптеках, ресторанах. Плюс по ней вы можете получить сервисы, которые представляет инфраструктура "умного" города. Там есть решения в области медицины, приложение для оплаты транспорта, электронная цифровая подпись, система лояльности, возможность записываться на прием в медицинские учреждения, получать необходимые документы из числа государственных услуг и так далее.
Помимо упомянутого проекта, это и выпуск кампусных карт МГУ, проект "Особенный банк" для людей с ограниченными возможностями, цифровая благотворительная платформа "Вместе", которую мы возили в Португалию на мировой web-саммит. Целый ряд проектов вновь появился на транспорте. Например, бесконтактная оплата была внедрена в метрополитене Казани и Новосибирска — сразу на всех станциях. А еще у нас есть партнерство с РФПЛ (Российская футбольная премьер-лига — ред.), и в декабре мы уже запустили первый стадион в Перми.
— Что это за проект?
— Мы разрабатываем цифровое системное решение, которое обеспечивает новый уровень безопасности для болельщиков. На стадионах — в кассах, на турникетах устанавливается специальное оборудование. Болельщики получают многофункциональные банковские карты, с помощью которых они проходят идентификацию, покупают билеты, проходят на стадионы, пользуются программами лояльности клубов.
Первой был оборудована арена "Звезда" в Перми. Выпущены первые мобильные карты болельщиков клуба "Амкар". Мы работаем над тем, чтобы все стадионы РФПЛ в течение 2017 года были оборудованы этим новым решением. И это не единственное наше партнерство с российским спортом. MasterCard является официальным партнером и официальной картой Континентальной хоккейной лиги.
— С хоккеем так же дружите, как с футболом?
— Это разные партнерства. Если мы говорим про РФПЛ, то это больше технологическое сотрудничество. С КХЛ мы создали новую традицию, она называется "Бесценная лига", и в течение сезона будем награждать лучших игроков и болельщиков, которые определяются в ходе открытого голосования на сайте.
Признаюсь, что раньше я не так сильно увлекался хоккеем, а теперь вовлекаюсь все больше и больше. Болеть за любимую команду приходят всей семьей, причем и с маленькими детьми, двух-трех лет. И я уже несколько раз на такие хоккейные матчи ходил вместе с сыном. Для нас это по-настоящему бесценные моменты.