Михаил Демурин, для РИА Новости
Санкции, введенные в связи с воссоединением Крыма с Россией, сказал нам пресс-секретарь Белого дома, никто в США отменять не планирует. Его "уточнение", что эти ограничения могут быть сняты после возвращения полуострова в состав Украины, — не более чем пустые слова. Понятно же, что никогда Крым в состав Украины не вернется. Значит, остается два варианта: либо для отмены этих санкций сама Украина должна прекратить существование, либо в Белом доме и на Капитолийском холме должны исходить из того, что действительно продуктивного сотрудничества России и США по важным для обеих стран международным проблемам не получится.
О позиции Белого дома относительно остальных ограничений, то есть тех, что были введены в связи с конфликтом в Донбассе, пресс-секретарь Белого дома умолчал. Но чтобы ни у кого на этот счет не было сомнений и соблазнов, американские законодатели грозятся принять закон о необходимости одобрения снятия антироссийских санкций конгрессом. Другими словами, президент США Дональд Трамп, даже если захочет, не сможет отменить их единолично.
Сегодня у США в их внешнеполитической повестке дня много проблем. В значительной их части взаимодействие с Россией позволило бы решать эти проблемы более эффективно и с меньшими издержками. Хочет ли этого Дональд Трамп? Давайте пока исходить из того, что хочет.
В этих обстоятельствах, как мне видится, Трамп и его команда решили пойти по пути превращения вопроса об отмене санкций в некий удобный им самим "крючок" — инструмент обеспечения нашей заинтересованной поддержки американских подходов в приоритетных для них международных делах. Это логичное решение, тем более что своей работой с американской темой мы в последние месяцы продемонстрировали явно завышенную "трампоцентричность".
Думаю, в Вашингтоне решили, что другой заботы, как только восстановить нормальные отношения с США, у России сегодня нет. А они есть. Более того, не забыли мы, выстраивая российско-американскую повестку дня, и следующий известный факт: еще в годы правления администрации Гарри Трумэна, то есть в 1940-е, американской политической элитой была выработано общее понимание, что со стратегическими интересами Америки несовместимо не только существование СССР, но и любого другого сильного государства на его территории. Никто эту установку не отменял и, судя по всему, отменять не собирается.
Политическая логика наших действий на этих и других (Украина, Донбасс, Западная Европа, Прибалтика) направлениях должна быть такой: Россия не собирается прогибаться, чтобы убедить вас снять санкции, но если вы хотите сотрудничества — вы знаете, с чего надо начать.
Будем помнить, что санкции всегда — оружие обоюдоострое. На слабого они способны повлиять, сильного делают еще сильнее. Сама же объявившая санкции сторона, особенно когда санкции встречают противодействие, становится их заложником.
Если мы верим, что Трамп действительно хочет хороших отношений с Россией и ради этого готов отказаться от деструктивного наследия своего предшественника, надо дать ему аргументы для работы с конгрессом в пользу отмены санкций. И это должны быть реальные аргументы: не аргументы благого дружелюбия, а аргументы вынужденности и прагматизма.
Если же заявленные Трампом новые подходы к международной повестке дня, в том числе и к отношениям с Россией, — это только слова, то тогда дружелюбие тем более неуместно.