МОСКВА, 19 мая – РИА Новости. Налоговая несознательность россиян – основная помеха в процессе легализации самозанятых граждан, для решения проблемы необходимы стимулирующие, а не запретительные меры, а также формирование налоговой дисциплины со школьной скамьи, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
В пятницу министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин и федеральный министр труда и социального обеспечения Германии Андреа Налес на рабочей встрече пришли к мнению, что проблема труда самозанятых является одной из самых актуальных для стран G20.
С 2017 года в РФ введены двухлетние налоговые каникулы для самозанятых граждан. По окончании каникул в 2019 году им придется либо прекратить такую деятельность, либо зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и платить налоги. Члены Совета Федерации подготовили поправки в Налоговый кодекс, согласно которым предлагается с 2019 года ввести патент для самозанятых граждан, которые не хотят регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Власти также обсуждают возможности вовлечения таких граждан в систему социальных платежей.
По экспертным оценкам, к самозанятым гражданам сегодня относятся от 15 до 22 миллионов россиян. В настоящее время самозанятые, не зарегистрировавшиеся как индивидуальные предприниматели, официально считаются безработными. Согласно поручению президента России Владимира Путина, кабмин до 15 июня 2017 года должен разработать поправки в законодательство, которые бы определяли правовой статус самозанятых граждан. Топилин подтвердил, что министерство работает над соответствующим законопроектом.
Закон коснется сиделок, нянь, репетиторов, домработниц, фермеров. Гражданина предлагается считать самозанятым в том случае, если он ведет предпринимательскую деятельность с регулярным извлечением дохода от подобных операций.
Несознательность и недоверие
Доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) РАНХиГС Алисен Алисенов считает, что в России пока не налажены доверительные отношения налогоплательщиков с государством, поэтому самозанятых граждан непросто будет мотивировать к легализации своей деятельности.
Он выразил сомнения в том, что по окончании налоговых каникул самозанятые задекларируют доходы и легализуют свою деятельность. "Не думаю, что это будет носить массовый характер и что это существенно выведет из тени самозанятых граждан. Как мне кажется, элемент недоверия к власти пока еще есть", — считает собеседник агентства.
По мнению Алисенова, налогообложение самозанятых успешно регулируется в тех странах, где граждане с детства лояльны к налоговой системе.
"Люди предпочитают платить, поскольку их со школьной скамьи обучают тому, что налоги служат интересам общества, и вот эти элементы классической экономической налоговой теории внедряются с малых лет", — отметил эксперт.
Алисенов добавил, что в экономически развитых странах, таких как США, Германия или Великобритания, также предусмотрены достаточно существенные санкции за неуплату налогов. "Сочетание высокой налоговой культуры и дисциплины с достаточно приличной, высокой налоговой ответственностью минимизирует риски неплатежей", — пояснил он.
Стимулировать, а не запрещать
"Зарубежный опыт показывает, что стимулирующие меры, которые демонстрируют гражданину именно выгоду, которую он будет иметь, а не столько говорят о запретах и наказаниях, именно они могут привести к более эффективной системе взаимоотношения государства и самозанятых граждан", — убежден экономист.
Он отметил, что сейчас рассматривается, на его взгляд, два правильных механизма таких мер. К первому эксперт отнес обсуждаемые на круглых столах предложения Минфина о более высоких отчислениях в пенсионные фонды для самозанятых.
"На сегодняшний день граждане, которые не являются самозанятыми, обычные работники учреждений, отчисляют в пенсионный фонд 22%-16% накопительных и 6% страховых. А вот самозанятые граждане не будут отчислять накопительную пенсию, но страховую часть будут отчислять не 6%, а 11%", — пояснил Быковников.
Вторым эффективным стимулирующим механизмом эксперт назвал особые условия патентования самозанятых граждан. По его словам, в настоящее время соответствующие критерии разрабатываются в правительстве Москвы, в профильных комиссиях и подкомитетах.
Директор Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Андрей Покида согласен с необходимостью стимулирующих мер для самозанятых.
"Одна из форм стимулирования – это более низкая налоговая нагрузка, потом, наверное, должны быть какие-то привлекательные стороны с точки зрения гарантий, которые могло бы государство предоставить им в сфере труда и занятости, пенсионного обеспечения, медицинского страхования", — сказал Покида.
При этом он отметил, что в настоящее время перспектива получения пенсии от "белой" зарплаты вряд ли является стимулирующим фактором.
"В настоящее время уровень этой пенсии настолько низок, что в качестве "пряника" не выступает. Но это, наверное, относится не только к самозанятым, но и ко всем остальным", — добавил социолог.
Патент или ИП
Покида считает, что оптимальной будет введение патентной системы.
"То, что им предлагается регистрироваться в качестве ИП, это и раньше было. Если ввести какую-то патентную систему, наверное, это более привлекательно будет. Но опять же речь идет о конкретной сумме, которую придется платить самозанятому. Доход, которые имеют самозанятые, он не столь большой, поэтому платить какие-то большие суммы нет возможности. Поэтому стоимость патента должна быть минимальна", — сказал Покида.
"Предусмотреть возможность каких-то вычетов, чтобы стимулировать самозанятых граждан, уменьшать налогооблагаемую базу на различного рода взносы. Допустим, не только взносы в пенсионный фонд, но и разрешить участвовать в программе софинансирования страховых или накопительных взносов, и эти суммы также принимать к вычету", — считает Алисенов. По его мнению, это существенно снизило бы дефицит пенсионного фонда.
"На мой взгляд, все-таки патент был бы более оптимальным шагом. Потому что приобретение патента ведет к тому, что остальные налоги в этой ситуации не выплачиваются, если мы говорим именно о самозанятом гражданине, который не привлекает на работу других физических лиц", — сказал в свою очередь Быковников.
В этой ситуации он видит единственный минус, касающийся взносов в систему пенсионного и социального обеспечения. "Для самозанятых граждан этот механизм пока четко не продуман и не прописан. Не исключено, что это появится по аналогу с зарубежным опытом в нашей стране, когда самозанятые граждане выбирают негосударственный пенсионный фонд и начинают копить свою пенсию самостоятельно. Просто пока этой практики у нас не сложилось", — отметил эксперт.
"Если самозанятый гражданин не имеет уверенности, что его доходы будут постоянными и превысят стоимость патента, тогда стоит регистрировать ИП и выбирать систему налогообложения из двух. Это либо обложение дохода в размере 6% за каждый квартал, либо 15% с разницей между доходами и расходами за этот же период", — говорит экономист.
Он добавил, что если самозанятый гражданин является фермером, для него по-прежнему остается система единого налога на сельскохозяйственный оборот со ставкой 4% от доходов в том случае, если 75% документально подтвержденных доходов, которые получает гражданин, получены от сельского хозяйства.