Рейтинг@Mail.ru
Авиакатастрофа польского самолета Ту-154 под Смоленском 10 апреля 2010 года - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Авиакатастрофа польского самолета Ту-154 под Смоленском 10 апреля 2010 года

© РИА Новости . Олег Минеев | Перейти в медиабанкОбломки польского правительственного самолета Ту-154 на охраняемой площадке аэродрома в Смоленске. Архивное фото
Обломки польского правительственного самолета Ту-154 на охраняемой площадке аэродрома в Смоленске. Архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен

10 апреля 2010 года под Смоленском потерпел крушение самолет Ту-154 президента Польши Леха Качиньского. На борту самолета находилось 96 человек — 88 пассажиров и восемь членов экипажа, летевших на траурные мероприятия в Катыни. В авиакатастрофе не выжил никто, погибли президент Польши, его супруга Мария и представители руководства страны.

В связи с авиакатастрофой под Смоленском в Польше и России был объявлен траур. Днем скорби в России стало 12 апреля, а в Польше была объявлена траурная неделя.

Лех и Мария Качиньские были погребены в Кафедральном соборе королевского замка Вавель в Кракове. На варшавском кладбище "Повонзки" были похоронены 28 жертв авиакатастрофы.

Согласно опубликованному 12 января 2011 года окончательному отчету Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по результатам расследования катастрофы под Смоленском, 10 апреля 2010 года в 10.41 (мск) в процессе выполнения захода на взлетно-посадочную полосу (ВПП) 26 аэродрома Смоленск "Северный" и снижения ниже установленной минимальной безопасной высоты (100 метров) в метеоусловиях хуже установленного минимума аэродрома, воздушного судна и командира, потерпел катастрофу самолет Ту-154, бортовой номер 101, государственной авиации Республики Польша.

Согласно докладу МАК, непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа. Материалы технического расследования свидетельствуют, что в кабине пилотов во время посадки находился главком ВВС Польши Анджей Бласик. Согласно выводам экспертов, в том числе польских, его присутствие оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске, несмотря на предупреждения диспетчеров.

29 июля 2011 года свой доклад представила польская правительственная комиссия.

В итоговом докладе говорится, что одной из причин катастрофы самолета президента Польши стал поздний уход пилота на второй круг.

Система предупреждения столкновения с землей TAWS не была настроена к полету, а экипаж допустил ошибки при заходе на посадку — члены экипажа игнорировали предупреждения системы TAWS, процедура ухода была сделана на 60 метров ниже допустимой. Также экипажу недоставало обучения на симуляторах в трудных погодных условиях. Польская правительственная комиссия отвергла, что на экипаж президентского Ту-154 оказывалось давление.

По мнению польской стороны, российский диспетчер в Смоленске давал неправильные команды экипажу, а аэродром не обеспечил безопасности полета, в том числе из-за плохой видимости.

В январе 2012 года были представлены результаты работы экспертов Краковского Института судебных экспертиз имени Яна Зена, которые с 2010 года изучали записи речевых самописцев разбившегося президентского борта. Краковские эксперты, в отличие от экспертов, слушавших записи вскоре после катастрофы, не услышали голоса главкома ВВС Анджея Бласика. Это поставило под вопрос как факт его присутствия в кабине пилотов, так и тезис следствия о том, что главком оказывал давление на экипаж. Более того, авторы новой экспертизы пришли к выводу, что посторонние голоса в кабине пилотов могли доноситься через двери.

10 сентября 2012 года парламентская группа по расследованию причин катастрофы польского президентского лайнера Ту-154 под Смоленском, состоявшая из членов оппозиционной в Польше партии "Право и справедливость", опубликовала на своем сайте доклад под названием "28 месяцев после Смоленска" и выдвинула собственную версию событий, согласно которой крушение произошло в результате взрывов. Группа опровергла выводы официального следствия. Как отмечается в докладе, авиакатастрофа произошла на фоне противостояния премьер-министра Дональда Туска и президента Леха Качиньского. Авторы доклада обвинили также правительство Польши в "передаче" расследования российской стороне. Главными экспертами доклада оппозиционеров стали два американских ученых польского происхождения — Веслав Биненда и Казимеж Новачик. По их данным, столкновение самолета с деревом не могло привести к разрушению крыла, а параметрический регистратор полета якобы зафиксировал два "сильных сотрясения" на борту.

В начале марта 2013 года российские и польские следователи завершили очередной этап совместной работы в рамках расследования катастрофы: новая экспертиза не выявила следов взрыва.

27 марта 2015 года стало известно, что Главная военная прокуратура Польши предъявила обвинения в неумышленном доведении до авиационного происшествия двум диспетчерам из аэропорта Смоленска по делу о катастрофе самолета президента Польши Леха Качиньского.

7 апреля 2015 года польские СМИ сообщили о новых данных расшифровок "черных ящиков", из которых следует, что в кабине пилотов президентского самолета до момента авиакатастрофы находился главнокомандующий ВВС Польши генерал Анджей Бласик, который, предположительно, оказал давление на экипаж.

В феврале 2016 года Польша возобновила расследование причин катастрофы президентского Ту-154 под Смоленском 10 апреля 2010 года. Министр обороны страны Антони Мачеревич подписал необходимые документы о начале работы новой комиссии, в которую вошли польские и иностранные эксперты, в том числе российский экономист Андрей Илларионов.

15 сентября 2016 года новая польская комиссия представила первые результаты своей работы. Эксперты заявили, что самолет начал разрушаться в воздухе в 900 метрах от места падения, а с регистраторов пропали последние секунды записей.

Комиссии, как утверждается, удалось получить доступ к полным версиям записей, которые свидетельствуют, что в последние секунды полета у самолета отказал генератор, двигатель и датчики считывания высоты. Министр обороны Польши Антони Мачеревич принял решение о рассекречивании документов, связанных с авиакатастрофой.

В седьмую годовщину трагедии, в апреле 2017 года, вторая комиссия распространила новые материалы своей работы. Варшава возложила вину за произошедшее на российских авиадиспетчеров. По мнению экспертов, авиадиспетчеры аэропорта ввели пилотов самолета президент Польши Леха Качиньского в заблуждение, сообщив неверное расстояние до ВПП.

В 2016 году польская прокуратура, несмотря на сопротивление части родственников погибших в катастрофе, приняла решение об эксгумации останков всех жертв крушения, за исключением тех, кто был эксгумирован ранее. Согласно данным СМИ, одна из целей эксгумации — выяснение, нет ли на останках следов взрывчатых веществ.

К апрелю 2017 года было проведено почти 20 эксгумаций, в том числе Качиньского и его супруги Марии, но ни одно из вскрытий не показало наличие на останках каких-либо материалов или повреждений, свидетельствующих о взрыве на борту. Тем не менее, по мнению второй комиссии, взрыв по-прежнему остается одной из версий причин катастрофы.

Согласно данным экспертов, при работе над данной версией было взято 20 проб, и на 19 из них не выявлено никаких следов взрывчатых веществ. Согласно материалам расследования, на 20-й, ближайшей от центра взрыва, выявлено наличие приспособления, инициирующего термобарический взрыв. По мнению комиссии, "наиболее правдоподобной причиной взрыва было термобарическое устройство, создающее сильную ударную волну".

В ходе расследования эксперты создали модель самолета для проведения ряда экспериментов, имитирующих условия трагедии под Смоленском. Согласно выводам комиссии, разрушение самолета началось за 2,5 километра до взлетно-посадочной полосы и не было спровоцировано столкновением с березой, которая упоминается в отчете МАК. Согласно выводам МАК, столкновение с березой привело к разрушению левого полукрыла самолета и интенсивному кренению влево. По мнению польских экспертов из второй комиссии, первые части самолета начали "отваливаться" гораздо выше упомянутой березы, еще на подлете к ней. Кроме того, даже в том случае, если бы самолет столкнулся с деревом и потерял часть крыла, такие повреждения не привели бы к потере пилотами контроля над Ту-154, полагают они.

Глава технической комиссии МАК по расследованию катастрофы Алексей Морозов в интервью РИА Новости заявил, что никаких признаков воздействия взрывчатых веществ на Ту-154 нет. Он подчеркнул, что ни характер разброса обломков, ни их состояние не подтверждают версии о взрыве на борту или о разрушении самолета в воздухе до столкновения с препятствием.

9 августа 2017 года новая польская комиссия заявила, что разрушения крыла самолета носят следы взрыва.

В память о погибших в авиакатастрофе под Смоленском в августе 2010 года президент Польши Бронислав Коморовский открыл памятную доску. Мемориальную доску разместили в Катынской часовне Варшавского военного собора. На доске высечены имена, фамилии, даты рождения и должности всех 96 погибших граждан Польши. С левой стороны под стеклом находится урна, в которой хранится земля с места авиакатастрофы.

В ноябре 2010 года в Варшаве был официально открыт памятник жертвам трагедии под Смоленском. Памятник представляет собой расколотый надвое блок белого камня, на месте разлома — надпись "Памяти 96 жертв авиакатастрофы под Смоленском 10.04.2010" и имена погибших.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала