МОСКВА. 10 сен — РИА Новости, Александр Хроленко. Сегодня Россия отмечает день танкиста — профессиональный праздник танкистов и танкостроителей. Он был учрежден в 1946 году указом Президиума Верховного Совета СССР в честь заслуг бронетанковых и механизированных войск в Великой Отечественной войне. Одним из ярких эпизодов той войны стал беспрецедентный рейд экипажа советского танка Т-28 по оккупированному немецкими войсками Минску в июле 1941 года. Одиночный танк прошел по городу, сметая шквальным пушечным и пулеметным огнем боевую технику и живую силу гитлеровцев. О том, кто был в составе героического экипажа Т-28 и как развивались события в тот жаркий во всех смыслах июльский день — в материале РИА Новости.
Шел 12-й день войны
В начале июля под Березино танк Т-28 механика-водителя старшего сержанта Дмитрия Малько шел в колонне отступающих частей. После налета немецкой авиации моторный отсек получил повреждения, опытный механик-водитель сумел отремонтировать танк, но отстал от своей части.
К боевой машине у обочины подошли майор-танкист Васечкин и четыре курсанта артиллерийского училища: Николай Педан, Александр Рачицкий, Федор Наумов и Сергей, фамилия которого осталась неизвестной, — так у старшего сержанта Малько появился новый экипаж.
Войска отступали, но не все торопились в тыл. Майор Васечкин был опытным командиром, а Дмитрий Малько к 1941 году прошел уже четыре войны — Испанию, Халхин-Гол, советско-финскую, участвовал в Освободительном походе (Западная Белоруссия). Красноармейцы решили по пути на восток пересечь занятый немцами Минск. Они пополнили боезапас на брошенном складе и направились в столицу Белоруссии.
Танки Гудериана форсировали Березину в 90 километрах восточнее оккупированного Минска в начале июля, и советский Т-28 на городских улицах не привлекал особого внимания немцев, которые летом 1941-го нередко использовали трофейную бронетехнику.
Огненный прорыв
Танкисты по мосту преодолели реку Свислочь. В районе городского рынка навстречу выехала колонна немецких мотоциклистов, и Т-28 врезался в нее, расстреливая противника из пушки и четырех пулеметов. Затем экипаж уничтожил два немецких грузовика, бронетранспортер Hanomag и десятки человек личного состава у здания спиртового завода. Продвигаясь вглубь города, Т-28 давил и расстреливал гитлеровцев на улицах и в парке имени Горького (там был военный лагерь).
Отважный экипаж пересек Минск по улицам Ворошилова, Ленина, Советской, Пролетарской. Кончались снаряды и патроны, в это время и немцы наконец поняли, что происходит. Т-28 обстреляли из противотанкового орудия, но лобовая броня выдержала попадание снаряда. А ответным огнем майор Васечкин уничтожил пушку вместе с расчетом.
Т-28 почти вырвался из города, однако на окраине Минска, в районе Кальварийского кладбища, был подбит фланговым огнем артиллерийской батареи и загорелся. Красноармейцы оставили машину, боевая задача к этому моменту уже была выполнена.
Судьба экипажа
Старший сержант Малько вышел из Минска, а потом с группой отступающих пробился к своим. Сражался в танковых войсках всю войну, 16 раз горел, сменил несколько машин. Победу встретил в Восточной Пруссии офицером, заместителем командира танковой роты. Ровно через три года после памятного рейда, 3 июля 1944 года, старший лейтенант Малько оказался в освобожденном Минске и на месте давнего боя увидел остов своего Т-28…
Средний танк Т-28
Во время немецкой оккупации и после освобождения Минска многие горожане обращали внимание на обгоревший остов советского Т-28 неподалеку от Комаровского рынка.
Возможно, слава лучшего танка Второй мировой войны Т-34 затмила судьбу боевого труженика, среднего танка Т-28, и все же в начале 40-х годов ХХ века это было грозное оружие. В 1933-1940 годах Кировский завод выпустил 503 экземпляра, Т-28 считался сильнейшим средним танком в мире, участвовал в польском походе Красной армии и в "зимней войне" в Финляндии, где показал высокие боевые качества. Последнее боевое применение Т-28 отмечено в 1944 году.
К июню 1941 года в боевом строю РККА находились около 250 исправных танков Т-28 — огромная сила. Если бы не дезорганизация первого периода войны, если бы все танкисты могли действовать с дерзостью и мастерством майора Васечкина и старшего сержанта Малько, итоги 1941 года могли бы быть иными.