Диалог между Россией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) был запущен в июле 1991 года в ходе встречи на министерском уровне, на которую представители России были приглашены правительством Малайзии. Полномасштабным партнером по диалогу организации Россия стала в июле 1996 года на 29-м Совещании министров АСЕАН в Джакарте (Индонезия).
Ключевым моментом в развитии отношений России и АСЕАН стало присоединение Российской Федерации 29 ноября 2004 года к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (1976). Данный документ является политической декларацией о нормах и принципах взаимоотношений государств в регионе, содержащей обязательство участников воздерживаться от какой-либо деятельности, создающей угрозу политической или экономической стабильности других сторон договора.
13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре (Малайзия) состоялся первый саммит Россия — АСЕАН. Решение о его проведении было принято на 10-м саммите Ассоциации, который прошел в Лаосе в ноябре 2004 года. В мероприятии приняли участие президент России Владимир Путин.
В ходе встречи участники обсудили широкий круг вопросов экономического и политического взаимодействия, а также актуальные международные и региональные проблемы.
На саммите лидеры стран договорились о проведении регулярных встреч и консультаций по вопросам, представляющим взаимный интерес, в рамках диалоговых механизмов Российская Федерация — АСЕАН и о расширении и углублении взаимодействия и координации в рамках Организации Объединенных Наций. Также они приняли Совместную декларацию о развитом и всеобъемлющем партнерстве, в которой была зафиксирована договоренность о проведении в дальнейшем регулярных саммитов Россия — АСЕАН, и Комплексную программу действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на 2005-2015 годы.
30 октября 2010 года в Ханое (Вьетнам) состоялся второй саммит Россия — АСЕАН. Россию представлял президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, на встрече также присутствовал министр иностранных дел России Сергей Лавров.
В ходе саммита главы государств и правительств обсудили состояние и перспективы партнерства Россия — АСЕАН, рассмотрели пути построения более совершенной архитектуры безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Значительное внимание было уделено обсуждению финансово-экономических аспектов совместных усилий в преодолении финансового кризиса.
19-20 мая 2016 года в Сочи прошел третий саммит Россия-АСЕАН, который стал первой в истории взаимоотношений встречей в верхах на российской территории. По итогам саммита приняты Сочинская декларация и Комплексный план действий по развитию сотрудничества Россия-АСЕАН на 2016-2020 годы. В Сочи был также представлен доклад Группы видных деятелей России и АСЕАН с концептуальным видением будущего российско-асеановских отношений и практическими рекомендациями по их продвижению на средне- и долгосрочную перспективу.
Ключевой механизм политического диалога — ежегодные Совещания министров иностранных дел Россия — АСЕАН. Очередная встреча состоялась в августе 2017 года в Маниле (Филиппины).
Функционирует ряд рабочих диалоговых механизмов:
— Совместный комитет сотрудничества Россия — АСЕАН (СКС) и Совместный планово-распорядительный комитет (СПРК). В их задачи входит повышение эффективности текущей работы, а также выявление перспективных направлений и форм сотрудничества между Российской Федерацией и АСЕАН. СКС вырабатывает рекомендации органам государственной власти РФ и государств — членов АСЕАН, рассматривает и утверждает мероприятия и программы сотрудничества.
— Финансовый фонд диалогового партнерства Российская Федерация — АСЕАН (ФФДП). Средства фонда используются исключительно для реализации мероприятий и программ, утвержденных СКС.
— Деловой совет Россия — АСЕАН. Эксперты Делового совета проводят мониторинг экономического климата стран региона, дают оценку приоритетных направлений сотрудничества, способствуют созданию переговорных площадок.
— Московский комитет АСЕАН в составе послов стран Ассоциации в России.
На постоянной основе координация взаимодействия осуществляется в рамках Комитета постоянных представителей при АСЕАН в Джакарте. С августа 2017 года постпредом России при АСЕАН является Александр Иванов.
Россия и АСЕАН придают ключевое значение взаимодействию в области политики и безопасности. Россия последовательно выступает за укрепление центральной роли АСЕАН в региональных делах, стремится к углублению координации с Ассоциацией в рамках Восточноазиатского саммита (ВАС), Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ), Совещаний министров обороны АСЕАН и диалоговых партнеров ("СМОА плюс"), других многосторонних механизмов.
Важное направление совместных усилий, в том числе по линии Ассоциации национальных полиций АСЕАН (АСЕАНАПОЛ) — борьба с глобальными угрозами и вызовами: терроризмом, транснациональной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и торговлей людьми.
Приоритетом российско-асеановских отношений остается кооперация в торгово-экономической и инвестиционной сферах. В 2016 году внешнеторговый оборот России и стран-членов АСЕАН составил 13,5 миллиардов долларов.
Россия заинтересована в углублении контактов в научно-технологической области, в первую очередь в таких инновационных отраслях, как энергетика, информационно-коммуникационные технологии, космос.
В мае 2016 года в рамках программы саммита в Сочи состоялся крупнейший в истории наших связей Деловой форум Россия-АСЕАН.
Решаются задачи наращивания культурных, туристических, образовательных и других гуманитарных обменов с АСЕАН.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников