МОСКВА, 21 дек — РИА Новости. Президент Польши Анджей Дуда заявил, что, несмотря на старт санкционной процедуры, начатой против его страны Еврокомиссией, он решил подписать спорные законы о судебной реформе. Уже сейчас ясно, что наказать Варшаву у Брюсселя вряд ли получится: Венгрия однозначно заявляет, что блокирует любое решение в ЕС, направленное против Польши. Чем в реальности может обернуться это противостояние для европейского единства — в материале РИА Новости.
За что наказывают
Брюссель пошел на это после того, как в течение почти двух лет Варшава неоднократно игнорировала его требования остановить судебную реформу, которая стартовала в начале 2016 года. По мнению ЕК, она является попыткой президента и правительства установить контроль над судебной ветвью власти, что подорвет независимость польского правосудия. Речь идет о 13 законах, которые позволят "систематически вмешиваться в процессы формирования, управления и функционирования" судебной системы.
Вот наиболее принципиальные положения этих законов.
- Согласно новым правилам, решение Конституционного суда может быть вынесено лишь в том случае, если за него проголосуют две трети всех судей. При условии, что на заседании присутствуют не менее 13 его членов из 15.
- Парламент наделен правом освобождать судей Конституционного суда от должности, президент и Минюст — жаловаться на них, сам суд при этом лишен права признавать президента неспособным исполнять свои обязанности.
- Верховный суд подчинен Министерству юстиции. Глава Минюста получил право по своему усмотрению назначать председателей апелляционных и окружных судов, не консультируясь с представителями органов правосудия.
- В Верховный суд могут вноситься жалобы на все решения суда любого уровня, в самом ВС создаются новые палаты — чрезвычайного контроля и публичных дел, а также дисциплинарная палата.
- Предельный срок пенсионного возраста судей — 65 лет. Срок полномочий конкретного судьи может быть продлен президентом.
- Изменен порядок формирования Национального судебного совета — органа, отвечающего за назначение судей и обеспечивающий независимость правосудия. Парламенту предоставлено право выбирать 15 из 25 членов совета.
Эти и другие нововведения принимались парламентом и подписывались президентом в течение 2016-2017 годов. Всякий раз это вызывало все более резкую реакцию Еврокомиссии, которая неоднократно направляла властям Польши предписания по изменению тех или иных положений новых законов. Все они остались невыполненными.
Законы о Верховном суде и Национальном судебном совете вызвали критику и внутри страны — прошли массовые акции протеста, организованные оппозицией. Анджей Дуда наложил вето на эти законопроекты и внес в них ряд поправок. После того как сейм принял их с поправками президента, Дуда подписал оба закона. Произошло это уже после объявления о начале применения против Польши седьмой статьи Договора о Европейском союзе.
Разногласия шире
В Брюсселе усматривают, что подоплекой судебной реформы в Польше на самом деле является политический мотив — стремление правящей партии "Право и справедливость" (ПиС) приструнить Верховный и Конституционный суды, которые неоднократно блокировали решения подконтрольного ей парламента. Кроме того, разногласия между Брюсселем и Варшавой касаются и многих других вопросов: усиления контроля власти над СМИ, дальнейшее ограничение права на аборт, регулирование порядка проведения мирных собраний и финансирования общественных организаций. Недовольны в Евросоюзе и маршами националистов в Польше.
Однако наиболее серьезные противоречия вызваны польской позицией относительно миграционной политики. Наряду с другими членами Вышеградской четверки — Венгрией, Чехией и Словакией — Польша отказалась выполнять план по приему беженцев, инициированный канцлером Германии Ангелой Меркель. В начале декабря ЕК объявила о решении обратиться в Европейский суд с жалобой на Варшаву, Прагу и Будапешт за невыполнение ими своих обязательств в этом вопросе.
Венгерская защита
Седьмая статья Лиссабонского соглашения предусматривает введение санкций против страны — члена ЕС, которая "серьезно нарушает европейские ценности", такие как уважение человеческого достоинства, свобода, демократия, верховенство права и соблюдение прав человека, том числе прав меньшинств. Европейская комиссия может выступить с рекомендацией применения этой статьи, но чтобы санкционный механизм был реально запущен, необходимо согласие большинства государств, входящих в Евросоюз, — конкретно 22 из 27 (за вычетом покидающей ЕС Великобритании).
Уже на этом этапе у Брюсселя могут возникнуть проблемы. Тем более что за окончательное введение санкций должны проголосовать все члены Евросоюза. Между тем премьер-министр Венгрии Виктор Орбан ранее заявлял, что его страна наложит вето на любую попытку применить седьмую статью против Польши. После заявления Еврокомиссии о начале активации санкционной процедуры вице-премьер Жолт Шемьен подтвердил это намерение Венгрии.
Но даже если наказание Польши все же случится, то самым серьезным для нее может быть лишение права голоса в Европейском совете, который не является органом, принимающим решения, а лишь служит своеобразной дискуссионной трибуной. Кроме того, подобный шаг Брюсселя окончательно развяжет Варшаве руки и может стать поводом не выполнять и другие обязательства перед ЕС. При этом польские руководители неоднократно подчеркивали, что не собираются расставаться с Евросоюзом.
Таким образом, обострение противоречий между ЕС и Польшей не добавляет европейскому сообществу ничего в плане его единства и сплочения, но совершенно очевидно усугубляет ситуацию разброда и шатаний, которая в последние годы наблюдается все отчетливее.