МОСКВА, 7 мая - РИА Новости. Восемь лет назад, в конце января 2000 года, на Давосском экономическом форуме прозвучал вопрос "Who is mister Putin?". Он поверг в некоторое замешательство российскую делегацию. Однако справедливость замечания была очевидна.
Ни Западу, ни Востоку до конца не было ясно, кому Борис Ельцин доверил управление огромной страной с множеством проблем и ядерным оружием. Не были понятны взгляды нового российского президента, его мировоззрение, позиция по ключевым вопросам международной политики.
Спустя восемь лет Владимир Путин покидает пост президента с колоссальным ресурсом поддержки населения и правящей элиты и пониманием, какие проблемы и задачи ему предстоит решать на посту премьер-министра.
Большинство этих проблем перекочевали из "президентского списка": восьми лет оказалось недостаточно, чтобы справиться с коррупцией, провести ряд ключевых структурных реформ, победить рост цен, снизить зависимость от экспорта сырьевых товаров и диверсифицировать экономику, а также создать по-настоящему гражданское общество.
Укрепление власти центра, ослабление власти регионов
Первые годы своего президентства Путин посвятил решению главной задачи того периода - выводу страны из социально-экономического кризиса и созданию единого правового поля внутри страны. Главным термином начала века стала "вертикаль власти", которую Москва создавала для укрепления элементарной дисциплины на разных уровнях власти.
Сам Владимир Путин, вспоминая об этом периоде, говорит, что Россия стояла на грани развала, региональные законы противоречили Конституции и федеральным законам, которые, в свою очередь, не соблюдались в регионах.
Затем настала очередь реформирования Совета Федерации. Губернаторам, которые тогда входили в верхнюю палату парламента, было предложено заниматься решением задач развития регионов, а в верхнюю палату парламента делегировать своих представителей, что снизило не только политическую активность, но и политический вес региональных лидеров.
После думских выборов 2003 года было принято решение об изменении выборного законодательства. Повысили проходной барьер с 5 до 7%, а смешанную систему выборов заменили на пропорциональную. Это привело в итоге к уходу с политической сцены главных либеральных партий 1990-х годов - "Яблока" и Союза правых сил.
Был изменен и закон о партиях. Теперь для регистрации партиям нужно было иметь численность не менее 50 тысяч человек и быть представленными в более чем в половине субъектах федерации, что привело к значительному сокращению количества партий. Если в думских выборах 2003 года участвовали 23 партии, то в 2007 году - только 11.
После изменения системы выборов в Госдуму была изменена система выборов губернаторов. Фактически были отменены прямые выборы глав регионов. Теперь их кандидатуры утверждались региональными парламентами по представлению президента.
Все эти изменения в политическом устройстве страны происходили на фоне "структурирования" информационного пространства и медиа-бизнеса. Предприниматель Борис Березовский, которого в конце 1990-х СМИ называли "серым кардиналом Кремля", продал свои акции крупнейшего российского телеканала ОРТ и попросил политического убежища в Великобритании, став главным оппонентом и критиком российских властей.
Независимый телеканал НТВ, подконтрольный бизнесмену Владимиру Гусинскому, из-за долгов перешел под контроль "Газпрома", а сам бизнесмен эмигрировал в Израиль. Акции крупнейших газет были приобретены структурами, подконтрольными бизнесменам, которые сохраняли лояльность властям.
Россия в Мире
Общепризнанным считается мнение, что за восемь лет президентства Путина России удалось не только сохранить позиции на мировой арене, но и вовлечь в орбиту своих интересов "забытые" после распада СССР страны Азии, Африки и Ближнего Востока.
Однако для одних это усиление позиций России имеет положительный знак, для других - отрицательный. Российские власти при Путине стали активно использовать экономический фактор для отстаивания своих внешнеполитических интересов, в том числе за счет увеличения торговых оборотов с развивающимися странами и благодаря активной поддержке российских компаний, выходящих на рынки других государств.
Многие крупные проекты, реализуемые "Газпромом", "Русалом", "Лукойлом", РЖД в Германии, Италии, Нигерии, Казахстане, арабских и азиатских странах, стали возможными не только благодаря коммерчески выгодным предложениям российских компаний, но и из-за активной внешнеполитической поддержки руководства страны.
Однако успехи, достигнутые Россией в последние восемь лет на международной арене, многие эксперты связывают с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, высокими ценами на сырье, прежде всего на нефть и газ, которые позволили России не только значительно наполнить свой бюджет, но и использовать "энергетический аргумент" в международных делах.
Россию неоднократно обвиняли в использовании "энергетической дубины" прежде всего в диалоге со своими ближайшими соседями - Грузией и Украиной, которые после "революции роз" и "оранжевой революции" провозгласили своими приоритетами вступление в ЕС и НАТО.
Несмотря на все усилия, России не удалось создать что-то более или менее приближенное к многополярному миру. Доминантой в международных отношениях по-прежнему остаются США, с которыми у Владимира Путина отношения развивались параболически.
Россия и запад: друзья или недруги?
Подъем отношений между двумя странами начался в 2001 году, когда Путин 11 сентября первым из мировых лидеров позвонил Бушу после атак террористов на WTC, выразив соболезнования и предложив помощь. Последовавшая после этого военная операция в Афганистане была косвенно поддержана Россией, которая открыла свое воздушное пространство для самолетов НАТО и не препятствовала размещению американских баз в азиатских странах - членах СНГ.
Спад отношений начался после операции коалиционных сил во главе с США в Ираке. За Ираком последовали планы размещения американской системы ПРО вблизи российских границ и признание независимости Косово.
Отношения с Европой все это время тоже были неоднозначными. Одним из первых гостей Путина, тогда еще и.о. президента, был британский премьер Тони Блэр, который хотел поддержать будущего президента России.
Бурный роман России и Британии начала двадцатого века сменился явной неприязнью.
Россия призывала Лондон экстрадировать Березовского, обвинявшегося в экономических преступлениях, и Закаева, обвинявшегося в терроризме. В результате оба получили политическое убежище в Великобритании, а российско-британские отношения - первую трещину.
Затем последовали претензии Лондона в адрес Москвы за гонения на гражданское общество и обвинения в укрывательстве убийцы экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко.
Несмотря на хорошие отношения с крупнейшими странами ЕС - Германией, Италией и Францией, крупные совместные энергопроекты и облегчение визового режима, российским властям так и не удалось начать переговоры о новом соглашении о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом.
Препятствием в большинстве случаев были политико-экономические причины. Сначала Россия отказалась ратифицировать энергетическую хартию, открывающую доступ иностранных энергокомпаний к российским трубопроводным системам.
Затем возникла проблема польского мяса, ввоз которого в Россию был запрещен по санитарным показателям после прихода к власти братьев Качиньских, что и стало причиной польского вето на начало переговоров с ЕС. После смены польского руководства, отмены эмбарго и, как следствие, снятия вето, настало время Литвы.
Вильнюс наложил вето на переговоры, потребовал от России возобновить поставки нефти по трубопроводу "Дружба" на Мажекяйский НПЗ, остановленные несколько лет назад, по официальной версии, из-за ремонта трубы, и выплатить компенсации литовцам, пострадавшим от советской власти.
Экономика
Параллельно с созданием единого правового поля внутри страны, укреплением международных позиций России, решалась задача повышения качества жизни населения. Были приняты решения о регулярной индексации пенсий и заработной платы бюджетникам, военным. Российское правительство досрочно выплатило значительную часть внешнего долга.
В начале президентского срока Владимир Путин поставил перед правительством амбициозную задачу удвоения ВВП за десять лет. За восемь лет этот рост составил около 70%, промышленность выросла на 75%. Прекратился отток капитала из страны, составлявший десятки миллиардов долларов, а инвестиции выросли на 125%.
На одной из первых встреч с российскими бизнесменами Путин объявил о "равноудаленности" бизнеса от власти. После этого государство начало фактическую национализацию ряда стратегических активов, которые переходили под контроль государственных компаний.
Одной из главных претензий инвесторов к Путину является его жесткость в отношении когда-то крупнейшей российской нефтяной компании "ЮКОС" и ее руководителей Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, которые были приговорены к тюремному заключению, а большинство топ-менеджеров было вынуждено покинуть страну из-за угрозы разделить участь своих коллег.
Путин неоднократно отвергал политическую подоплеку "дела "ЮКОСа" или какую-либо заинтересованность государства в преследовании менеджеров компании, кроме восстановления законности. Однако в конечном итоге большинство активов компании достались государственной "Роснефти", что вывело ее в число крупнейших нефтяных компаний страны.
Власти также упрекали за ограничение доступа иностранных инвесторов к стратегическим отраслям страны, промедление с либерализацией внутреннего энергетического рынка, неспособность справиться с ростом цен и укреплением рубля, которое подтачивает внутреннюю конкурентоспособность российских производителей.
Однако многие инвесторы считают Россию, продолжающей накапливать золотовалютные резервы и стабилизационный фонд благодаря ценам на нефть, одним из самых привлекательных рынков мира.
За восемь с половиной лет правления Путина индекс РТС, основной индикатор российского фондового рынка, вырос со 179,01 пункта в начале 2000 года до 2.153,32 в день, предшествующей инаугурации его преемника. Это является одним из лучших показателей среди развивающихся рынков.
Армия
На одной из последних встреч с журналистами Владимир Путин признался, что, когда он пришел к власти, состояние российской армии и силовых структур было плачевным. По признанию президента, людей в форме было очень трудно мотивировать защищать Родину. Несмотря на это, российская армия решила задачу подавления вооруженных сепаратистов в Чечне, которые представляли, по словам Путина, главную угрозу целостности страны.
Авария подлодки "Курск" в Баренцевом море, теракты в Москве, Буденновске, Каспийске, Грозном, Беслане, унесшие жизни тысячи людей, подтвердили слова президента о слабости силовых структур и показали, что им необходимы реформы.
Возрастающие доходы от продажи энергоносителей позволили направить значительные средства на перевооружение военной составляющей РФ, повысить зарплаты военнослужащим, начать решение жилищных проблем, продолжить создание профессиональной армии, сократив призыв на военную службу до одного года. Впервые за последние пятнадцать лет корабли российского военного флота вышли в мировой океан, а стратегическая авиация возобновила боевое дежурство.
Путин уходит, Путин остается
Уходя с поста президента, Путин уже объявил, какие задачи ему предстоит решать. На расширенном заседании Госсовета в феврале президент озвучил "Стратегию-2020", указав на приоритеты развития страны.
Помимо сугубо экономических задач - повышения производительности труда, перехода экономики на инновационный путь развития, снижения налогов и укрепления среднего класса, - эксперты особо отмечают борьбу с коррупцией. Несмотря на сотни уголовных дел против высокопоставленных чиновников и простых коррупционеров, эта проблема не решена.
По некоторым экспертным оценкам, объемы коррупции в России сопоставимы с федеральным бюджетом и оцениваются более чем в 240 миллиардов долларов.
Именно проблему коррупции на последней большой пресс-конференции Владимир Путин назвал той проблемой, которая его больше всего "достала" и которая не решается, несмотря на все усилия.
На этой же пресс-конференции президенту задали вопрос о том, может ли он спустя восемь лет сказать "Who is mister Putin?". Он ответил... ответил, что ответил делами.