Алексей Панкин, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
В России продолжается ползучая реабилитация Советского Союза. Об этом можно судить даже по официальной символике празднования 71-й годовщины Дня Победы. Судите сами: Мавзолей Ленина, к подножию которого во время Парада Победы в июне 1945 года приносились гитлеровские штандарты, как и в прошлом году, стоял задрапированный. Красные флаги Победы с серпом и молотом и пятиконечной звездой украсили фасады зданий наряду с российским триколором.
Как и в год 70-летия Победы, имя Верховного главнокомандующего – Сталина — в официальных выступлениях не было упомянуто ни разу. Но депутат Государственной думы Вячеслав Алексеевич Никонов прошел в колонне "Бессмертного полка" с портретом своего дедушки Вячеслава Михайловича Молотова, в годы войны — заместителя председателя Совнаркома и автора знаменитых слов, прозвучавших 22 июня 1941 года: "Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами".
Такое ощущение, что наше государство идеологически никак не может определиться с отношением к своему советскому прошлому. Народное чувство влечет в "красном" направлении, о чем свидетельствует, в частности, и целый ряд опросов общественного мнения последнего времени, посвященных отношению к распаду СССР и фигурам Ленина и Сталина.
Но краеугольным камнем идеологии, на которой основана современная Россия, является антисоветизм и антикоммунизм. Ведь в ином случае стоило ли "браться за оружие" в 1991 году, распускать КПСС, уничтожать плановую экономику, разгонять СССР, основанный на принципах социалистического интернационализма?
Или другой пример. В ритуальном западном поминальнике грехов президента России Владимира Путина на видном месте (наряду с "удушением свободной прессы", "убийством Александра Литвиненко", "аннексией Крыма") стоят и произнесенные им уже более десяти лет назад слова о том, что "крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века".
С западной точки зрения, распад "империи зла", напротив, есть бесспорное благо для всего человечества и величайшая победа демократических западных, либеральных ценностей. Но ведь и с позиции упомянутых краеугольных камней, мостивших нам путь в этот самый вожделенный цивилизованный мир, это высказывание Путина суть бесспорное инакомыслие. Оставаясь при этом констатацией самоочевидного факта.
Любопытно, как эта квадратура круга будет решаться в 2017 году, в 100-летний юбилей Великой Октябрьской социалистической революции. Продолжением умолчаний, словесной и декораторской эквилибристикой?
И дело ведь не только во мнениях недругов, с которыми и считаться-то не имеет смысла. С советским прошлым трудно примириться и такому важному институту нашего общества, как Русская православная церковь. Не заживает память и у некогда репрессированных народов. Да и для многих наших друзей на Западе, с открытым забралом защищающих честь и достоинство нашей Родины в своих странах, аргумент, что современная Россия — это вам не безбожный коммунистический СССР, является одним из наиболее действенных.
Александр Зиновьев – вот мыслитель и личность, примиряющий эти противоречия. Он ушел из жизни 10 мая, пережив День Победы. Случилось это 10 лет назад, в 2006 году. Фронтовик, боевой летчик, он писал о войне так, как никто. Голая – страшная и смешная – окопная правда сочеталась с отстраненным анализом истоков и значения победы СССР во Второй мировой войне, и даже уже в поздние 1980-е годы с предвосхищением нынешних попыток надругательства над историей.
Несколько слагаемых его мировоззрения.
• "Реальный коммунизм" он считал вершиной российской цивилизации, понимая под ним реальное устройство общества, начало которому было положено в октябре 1917, а не тот рай (ад) на земле, каким его изображали советские (антисоветские) пропагандисты.
• Себя он называл "идеальным коммунистом", главной составляющей какового понятия можно считать приоритет общественного над личным.
• Будущее нашей страны и человечества видел на основе коммунистической идеи.
• Решение многих конкретных проблем новой России предлагал искать в советском опыте.
Казалось бы, сказанного достаточно, чтобы от него отвернулись сразу все обиженные советской властью.
Но вот жизненный путь человека, который пришел к таким выводам:
Крестьянский сын из раскулаченной семьи.
Студент элитарного и легендарного московского Института философии, литературы и истории (ИФЛИ), одного из лучших гуманитарных вузов Европы.
Антисталинист, пытавшийся организовать покушение на Сталина.
Беглец от репрессий и скиталец по великим стройкам коммунизма.
Фронтовик.
Всемирно признанный логик, философ и социолог, основатель научных направлений и школ в послевоенные годы.
Инакомыслящий, в глазах Запада и советской прогрессивной общественности стоявший в одном ряду с Андреем Сахаровым и Александром Солженицыным.
Политический ссыльный на Запад, где он вслед за реальным коммунизмом описал и "западнизм" как проявление глобального колониализма.
Фигура, удостоенная престижных премий и иных форм признания вроде включения в короткий список номинантов на Нобелевскую премию в области литературы.
Мыслитель, до сих пор поражающей точностью расписавший будущее СССР и России в случае успеха горбачевских и ельцинских преобразований, включая и нынешнюю по существу войну на уничтожение, которую западнизм развязал против нашей страны.
Возвращенец на Родину из Германии в знак протеста против натовских бомбардировок Югославии.
"Верующий безбожник", которого христианские клирики ставят в пример своей пастве как образец морального поведения.
То есть в личности, судьбе и творчестве Александра Зиновьева сошлись воедино все главные события и все противоречия советской и постсоветской эпох российской истории. Предельный нонконформист, инакомыслящий по отношению к конкретным советским режимам, давший научное описание общественного строя, созданного Октябрьской революцией, как более высокой стадии общественного развития по сравнению с капитализмом.
Как будто судьба специально послала нам во времена идеологической эклектики и невнятицы, не очень годящейся для военного времени, человека, с чувствами и мыслями которого может соотнести себя каждый, на какой бы стороне баррикад он ни находился.
Позаботилась она и о другом совпадении: 2017-й, год 100-летия Октябрьской революции, — это еще и 95-годовщина со дня рождения Александра Зиновьева. Вот вам, с учетом нашей страсти к круглым датам, отличный повод объявить следующий год и годом Александра Зиновьева тоже.
А если вы, дорогой читатель, не знающий Зиновьева, встревожились, что, мол, коли идея будет поддержана наверху, то по всем каналам массовой информации и пропаганды на вас посыплются кирпичи от очередного основоположника, то познакомьтесь хотя бы с одной из главок его классического произведения "Зияющие высоты" (1976 г.) под названием "Любовь к иностранному", начинающейся словами: "Как говорится в популярной песне, настоящие ибанцы уважают иностранцев. Но это не совсем точно. Ибанцы обожают иностранцев и готовы отдать им последнюю рубаху. Если иностранец рубаху не берет, его называют сволочью".
Почитали? Поняли, что Александр Зиновьев – это очень серьезно: точно и остроумно?