МОСКВА, 12 авг — РИА Новости, Алексей Захаров. Жительница Екатеринбурга смогла доказать в суде, что причина поломки ее автомобиля — некачественное топливо. Тяжбы длились два года, владелица автомобиля получила более 70 тысяч рублей компенсации. Что делать, если из-за топлива случилась поломка? Советы экспертов — в материале РИА Новости.
Битва за качество
Жительница Екатеринбурга смогла доказать связь между поломкой своего автомобиля и некачественным топливом, за что и получила компенсацию, сообщил суд Свердловской области. В середине 2014 года она заправила свой автомобиль Chevrolet Cruze на АЗС "Газпромнефть" в Екатеринбурге. На выезде с заправки автомобиль заглох, его пришлось везти в сервис на эвакуаторе.
Эксперты выяснили, что бензин был разбавлен водой. Представители АЗС отказались выплачивать полную стоимость ремонта, а ограничились лишь суммой в 14,5 тысячи рублей. Автолюбительница пошла в суд, смогла выиграть дело и получить более 70 тысяч рублей для погашения стоимости ремонта и судебных издержек.
"Случаи проникновения некачественного топлива на АЗС единичны, тем не менее каждый классифицируется как ЧП и тщательно расследуется", — рассказал РИА Новости представитель "Газпромнефти". Он рассказал, что кроме плановых проверок на каждом этапе от завода до топливораздаточной колонки компания проводит и внеплановые рейды качества топлива. А случай, который произошел в 2014 году, связан с ошибкой подрядной организации, которая проводила чистку топливных резервуаров, пояснили в компании.
Водители жалуются
И этот случай вовсе не из ряда вон выходящий. В картотеке судебных дел можно найти и другие иски по некачественному топливу. В соцсетях автовладельцы часто пишут, что проблемы с движком начинаются после заправки на некоторых АЗС. Подобные истории случаются на заправках и крупных, и малоизвестных компаний.
"На скорости после 80 км/ч машина вдруг перестает тянуть и норовит заглохнуть. И толчки практически постоянные. Накануне налили до полного бака бензинчика на заправке с громким именем Shell", — пишет пользователь из Санкт-Петербурга в одной из социальных сетей для автолюбителей.
Представитель Shell, впрочем, сообщил РИА Новости, что компания сотрудничает с несколькими надежными партнерами по поставке топлива с российских НПЗ, постоянно следит за качеством на всех стадиях, включая отгрузку, хранение, транспортировку.
Симптомы
Главным признаком заправки некачественным топливом обычно служит падение мощности двигателя и посторонние звуки при его работе. Увеличивается расход топлива, бывают сложности с запуском двигателя, может появиться "черный выхлоп".
В лучшем случае проблему можно решить, заправившись на другой АЗС. Ну а в худшем – предстоит ремонт двигателя, от замены поршневых колец до капитального ремонта, и очистка топливной системы.
Чек, пробы и экспертиза
Что же делать, чтобы застраховать себя от подобных неприятностей? Адвокат Владимир Рубанов советует сохранять кассовый чек об оплате топлива как минимум до следующей заправки. В случае обнаружения неисправностей в автомобиле после заправки надо сразу обратиться к руководителю компании, которой принадлежит АЗС.
Однако можно доказать факт покупки и без чека. Можно использовать показания свидетелей, которые наблюдали процесс заправки, записи камер наблюдения АЗС и видеорегистратора. После заправки можно звонить друзьям, чтобы использовать их в качестве понятых при взятии пробы. Три порции пробы объемом не менее литра каждая, в опечатанной таре, необходимо брать в присутствии управляющего АЗС из той же колонки, где вы заправлялись. Топливо нужно отправить на независимую экспертизу в профильную лабораторию. Также можно обратиться в транспортную инспекцию для проверки АЗС.
После получения результатов экспертизы о ненадлежащем качестве топлива необходимо провести техническую экспертизу состояния автомобиля с целью установления причинно-следственной связи между поломкой и заправкой автомобиля топливом ненадлежащего качества, а также стоимости ремонтных работ.
"Если автомобиль гарантийный — можно обратиться к дилеру с претензией на неисправность двигателя, и приличный дилер, спасая себя и свой завод от убытков, сделает все сам и очень грамотно", — сказал РИА Новости адвокат Рубанов.
Как выбирать АЗС
Эксперт Михаил Колодочкин, который в журнале "За рулем" занимается проблемой некачественного топлива, советует заправляться на крупных сетевых АЗС, а не выбирать станцию исходя из цены топлива. Но предупреждает, что некоторые АЗС "маскируются" под крупные федеральные бренды, используя похожие цвета и названия, и топливо у них бывает некачественное.
Эксперт обращает внимание, что производители автомобилей часто указывают в инструкции к автомобилю, что он должен работать на топливе класса EN 228, но такого топлива в России нет, и с формальной точки зрения автопроизводители могут отказать в ремонте из-за некачественного топлива, сетует он.
Однако возможная проблема с появлением некачественного топлива также связана с тем, что плановая проверка качества топлива на АЗС теперь возможна только раз в три года и только после уведомления компании. Кроме того, несколько лет назад была отменена обязательная сертификация качества топлива – теперь компании лишь сами декларируют его качество, отметил специалист.
"Если специально не искать себе приключений, то вероятность нарваться на плохое топливо очень низкая. Мы проводили проверки качества топлива не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и специально ездили по другим регионам", — рассказал РИА Новости Колодочкин.