Рейтинг@Mail.ru
Нобелевская премия по литературе: архаисты и новаторы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нобелевская премия по литературе: архаисты и новаторы

© AP Photo / David VincentАмериканский певец Боб Дилан
Американский певец Боб Дилан
Читать ria.ru в
Дзен
Если прежняя высокая литература уравнивается в правах с журналистикой, пропагандой, эстрадным пением и вообще с любой публичной речевой деятельностью, само понятие литературы расплывается, считает Максим Соколов.

Максим Соколов, для МИА "Россия сегодня"

Американский певец Боб Дилан. Архивное фото
Расширяя границы: Нобелевская премия по литературе присуждена Бобу Дилану
Нобелевская премия по литературе рок-певцу Бобу Дилану "за создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции" продолжило великую шведскую нобелевскую традицию удивлять публику неординарными решениями. Причем уже второй год подряд.

Нобелевским лауреатом 2015 года стала белорусская журналистка Светлана Алексиевич, что также вызвало удивление и немалые споры.

Дело даже не в том, что народные рассказы, собранные и скомпилированные Алексиевич, порой внушали сомнение по части аутентичности. Ведь одно дело беллетристика, где творческая фантазия — вещь совершенно нормальная. Никто не требует, чтобы в "Войне и мире" каждая строчка, посвященная Кутузову или Наполеону, подтверждалась историческими документами. Граф Толстой фантазировал, и это его несомненное право. Но другое дело документальная журналистика, с фантазией плохо совместимая — для того есть иные жанры.

Равно как дело и не в том, что тексты Алексиевич были исполнены наивной русофобии. С кем не бывает. Опять же кому нравится поп, кому попадья. Если шведским академикам все больше нравится именно попадья, причем совершенно определенных воззрений — имеют полное право.

© AFP 2024 / TT News Agency/Marcus Ericsson Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года белорусская писательница Светлана Алексиевич в Стокгольме. Декабрь 2015 года
Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года белорусская писательница Светлана Алексиевич в Стокгольме. Декабрь 2015 года

Самый главный источник недоумения был связан с жанровой природой творчества Алексиевич. Все-таки документальная журналистика (положим, что все претензии к улучшению свидетельств в угоду заданной концепции неосновательны, и журналистика совершенно блестящая) прежде не считалась литературой в собственном смысле этого слова. Тут существенное расширение границ. Можно даже сказать, что безоглядное.

Белорусская писательница Светлана Алексиевич. Архивное фото
Нобелевский день запомнится многим как день Светланы Алексиевич
Год назад на эту довольно серьезную претензию был дан строгий ответ: "Спорить о том, является ли документальная проза литературой — смешно, спор десятилетия назад отспорен; просто эхо не успело долететь до наших хуторов. Это все равно что выяснять, является ли документальный театр театром, хорошее документальное кино искусством, а инсталляция художеством. Бурные споры о Нобеле-2015 (повторяю — не по принципу "я думаю, что справедливо было присудить NN, он лучше", а по принципу "в нашей деревне такого не носят") наводят на грустные мысли об уровне российского отрыва от больших процессов, давным-давно случившихся в культуре".

То есть на иной взгляд, ответ "А в Париже такое носят, и не вам, колхозникам, рассуждать о предметах, в которых вы ничего не понимаете" является исчерпывающим. Procul este, profani, не доросшие до парижского изящества.

А на иной взгляд — нет. Безоглядное расширение может ломать все рамки, прежде удерживающие искусство в каких-то определенных формах, то в итоге приводит к чему-то безобразному. Ударение хоть на втором, хоть на третьем слоге.

Если прежняя высокая литература уравнивается в правах с журналистикой, пропагандой, эстрадным пением и вообще с любой публичной речевой деятельностью, само понятие литературы расплывается.

Что с этим делать, непонятно, и аргумент Остапа Бендера про то, что сейчас в лучших домах Берлина принято разливать чай через ситечко, не всех удовлетворит.

Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года белорусская писательница Светлана Алексиевич после пресс-конференции в Минске
Нобелевский лауреат Алексиевич: собираю материал как журналист
Спор, начатый год назад, возобновился с премией 2016 года. Она породила бурный восторг, причем не только связанный с любовью к певцу, но с самим процессом сокрушения всех и всяческих границ. "Радует, что шведские академики сумели влепить такую пощечину затхлому общественному вкусу. Нужны прорывы в форме, в смыслах, в целевой аудитории. Кто-то весело спрашивает: "Так! Значит, можно будет и за твиттер получить "Нобелевку"?" А почему, собственно, нет? Если кто-то в течение десятилетий будет самым любимым твиттер-автором, и в его твитах не будет угасать поэтичность, эмоциональность, социальность — очень даже может быть. Не робейте!" — пишет древний годами, но молодой духом автор и осуждает нынешнюю молодежь за "старперско-консервативное бурчание", — "И все это пишут молодые люди. Дети мои! Почему вы такие безнадежно престарелые?".

© AFP 2024 / Soren Andersson Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года белорусская писательница Светлана Алексиевич на Нобелевском балу в Стокгольме. Декабрь 2015 года
Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года белорусская писательница Светлана Алексиевич на Нобелевском балу в Стокгольме. Декабрь 2015 года

Впрочем, дело здесь не в симптомах задорной старости, а в том, что завещание Нобеля, составленное 27 ноября 1895 года действительно безнадежно устарело. Перечтем его: "Мои душеприказчики должны перевести капитал в ценные бумаги, создав фонд, доходы от которого будут выплачиваться в виде премии тем, кто за предшествующий год внес наибольший вклад в прогресс человечества. Указанные доходы следует разделить на пять равных частей, которые должны распределятся следующим образом: первая часть тому, кто сделает наиболее важное открытие или изобретение в области физики, вторая — тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области химии, третья — тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физиологии или медицины, четвертая — создавшему наиболее значительное литературное произведение идеалистической направленности, пятая — тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов, ликвидацию или сокращение численности постоянных армий или в развитие мирных инициатив".

Завещание писал фаустовский человек, homo faber, а ключевые слова здесь — "прогресс человечества". Так, как виделся этот прогресс в конце XIX века — как беспрестанное улучшение человеческой жизни на основе все новых и новых достижений физики, химии, гигиены и органотерапии при внесении такого же ясного инженерного разума в политику держав и при сохранении и развитии идеалистической литературы (равно, как и культуры в целом), воплощающей высоту человеческого духа.

Лев Толстой
Слишком хороши: кто из писателей так и не получил Нобелевскую премию
Спустя сто двадцать лет видно, сколь реалистическими оказались мечты Нобеля.

Так что дело не в том, что Нобелевский комитет действует по чьей-то указке, и не в том, что он без всякой указки все более превращается в цирк с конями, а в том, что "вчерашнего (скорее даже позавчерашнего) мира", о котором завещание Нобеля, давно уже нет, а все попытки приложить фаустовские мечты динамитного короля к сегодняшней реальности производят тот эффект, который они производят.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала